Жизнь после метеорита

Нина ШАЛИМОВА, Челябинск

12.04.2013

Международный театральный фестиваль спектаклей малых форм завершился в Челябинске.

В начале года внимание челябинцев было занято падением метеорита. Впечатления были сильными и волнений хватало. На исходе зимы об этом событии планетарного масштаба вспоминали уже легко и рассказывали с юмором. Во всяком случае, именно так вели себя хозяева фестиваля «CHELоВЕК ТЕАТРА», отвечая на расспросы любопытствующих гостей. 120 участников, 11 спектаклей, обсуждения увиденного на утренних заседаниях и вечерние дискуссии в актерском клубе — тут не до метеорита. Успеть бы за пять дней все увидеть и всех услышать. А рассказать и поразмышлять есть о чем, ибо фестивальная программа стараниями его устроителей — худрука Евгения Гельфонда и директора Дмитрия Назарова — оказалась разнообразной.

Мощно прозвучали спектакли зарубежных коллег — таджикская «Ночь вдалеке от Родины» в постановке Нозима Меликова и сербский «Раскол Родиона Романовича» (режиссер — Драган Йовичич-Йович). Артхаусную версию «Преступления и наказания» предложил вниманию челябинцев американский режиссер Юрий Кордонский (Екатеринбургский театр «Волхонка»). Она не вполне удалась, но вообще Достоевскому на этом фестивале повезло.

Новый Художественный театр поразил масштабной шестичасовой постановкой «Бесов»: глубина прочтения позволила соединить философский сарказм и трагическую иронию автора (режиссер — Евгений Гельфонд). Изящное, умное и тонкое сплетение «Белых ночей», пушкинского «Евгения Онегина» и лесковской «Воительницы» представляет из себя спектакль «Классика.RU» (Вологодский Камерный театр, режиссер Яков Рубин). С особым энтузиазмом публика приветствовала своих любимцев — нижегородский «Zоопарк» с «Человеком-подушкой» Макдонаха (режиссер Ирина Зубжицкая) и Новосибирский городской драмтеатр под руководством Сергея Афанасьева с «Танцем Дели» Ивана Вырыпаева.

Доброжелательно встретили театралы режиссерские дебюты артистов Ивана Косичкина («Пробка» Ксении Драгунской в московском «АпАРТе») и Любови Вишневской («Летиция» Питера Шеффера, златоустовский театр «Омнибус»). Любители старой мелодрамы с удовольствием посмотрели незабвенную «Безымянную звезду» — ее добротно сыграли русские артисты, сумевшие сохранить свой театр в казахстанском Костанае (еще один режиссерский дебют — Валерия Захарьева). Ценители театральной новизны по достоинству оценили работу Молодежного театра «Предел» из города Скопина: «Допрос» Захара Прилепина был весьма остроумно разыгран в жанре «пытки в одном действии» (режиссер — Владимир Дель). Здесь было все — высокая поэзия театра и сценическая публицистика, традиционный психологизм и авангардные приемы перформанса. Фестиваль запомнился атмосферой общего театрального братства и замечательной одаренностью его участников, не только профессиональной, но и человеческой.

И еще один принципиально важный нюанс. Работу властей у нас ругают охотно и разнообразно. Однако фестиваль не смог бы состояться, если бы его не поддержали власти Челябинска и руководство городской Думы. Они намерены это делать и впредь. Более того, возникла идея прокатывать фестивальные спектакли по области, чтобы жители отдаленных районов смогли увидеть живые и талантливые постановки.