Свой 35-й сезон «Покровка.Театр» открыл мистической премьерой «Москва.Сумерки». Героев готической повести Алексея Константиновича Толстого «Упырь» перенес на драматическую сцену художественный руководитель театра Дмитрий Бикбаев.

«Москва.Сумерки»

К юбилейному сезону Театр на Покровке получил новое, трудно склоняемое название «Покровка.Театр» и обновленное здание — за два месяца стремительного и основательного ремонта театральный особняк преобразился. Изменился дизайн: зеркала в фойе визуально расширили пространство, открытая старинная кирпичная кладка теперь напоминает о солидном возрасте постройки, зрительская зона с удобными креслами и переоснащенная новейшим оборудованием сцена — превращены в современный зал-трансформер.

В помолодевшем театре нахлынули ностальгические воспоминания из 1991-го: тогда неожиданно появился на свет авторский театр Сергея Арцибашева — сегодня его портрет встречает зрителей в фойе. Новорожденный самобытный коллектив не был похож ни на один другой, и его сразу накрыла головокружительная популярность. Попасть в крошечный зал, где зрители первого ряда на «Трех сестрах» оказывались за праздничным столом в доме Прозоровых, а в пространстве «Гамлета», затянутом черным сукном, странно раздваивался принц Датский: одного, юного и растерянного, играл Евгений Булдаков, второй в исполнении самого Арцибашева был философом и мудрецом, — было редкой удачей. Каждая премьера «Покровки» становилась обсуждаемым событием.

Дмитрий Бикбаев возглавил театр пять месяцев назад, став одним из лидеров кадрового конкурса театральных руководителей «Таланты». За его плечами учеба в ГИТИСе, успешный опыт основателя и руководителя проекта «Арт-платформа». Для первой совместной работы с «Покровка.Театр» режиссер Дмитрий Бикбаев не случайно выбрал классическое произведение — он словно подхватил традицию основателя, относившегося к литературному наследию с особым почтением.

В фойе зрители сразу попали в музыкальный салон: солист Большого театра Владимир Байков эмоционально исполнил романс Петра Чайковского на стихи Алексея Толстого «Средь шумного бала, случайно...». Получился элегантный музыкальный эпиграф, связанный с контекстом спектакля.

Перед премьерой сарафанное радио ошибочно транслировало информацию о родстве нового спектакля с американским фильмом 2008 года «Сумерки», снятом в жанре романтического фэнтези, и его продолжениями по серии книг Стефани Майер о вампирах и оборотнях. Нет, «Сумеречная сага» никакого отношения к спектаклю не имеет. Но смею предположить, что предшественник у спектакля был. Без малого 17 лет назад в Театре Луны Владимир Лаптев поставил по толстовскому «Упырю» мистическую драму «Бал неспящих», где блистательно исполнил одну из своих первых ролей молодой актер Дмитрий Бикбаев. Его персонаж Некто объединял мир реальный и мир фантазий. Тогда театральный люд заговорил о появлении талантливого актера, сумевшего вдохновенно распорядиться смыслами, выстраивая ментальные связи между героями.

«Москва.Сумерки»

«Москва.Сумерки»

Готический спектакль «Москва.Сумерки» иной — он мрачен, таинственен и сумрачен, все время держит зрителей в напряжении, но горького послевкусия не оставляет. Напротив, с самого начала обещает свет в конце туннеля. Главный герой Руневский влюбляется в прекрасную Дашу, их охватывают чувства пламенные и взаимные. Она — из рода Островичевых, над которым властвует предсмертное проклятие далекого предка: его представители становятся упырями или их жертвами. И бодрая бабушка Даши, бригадирша Сугробина, и ее хитроватый приятель Теляев — потусторонние нечисти. Но Руневский и Даша вырвутся из рокового плена. Как? Описывать не буду. В пересказе запутанная остросюжетная интрига покажется аргентинским сериалом, да и изложение детективных историй — занятие неблагодарное. Руневскому и Даше придется самим побороть фамильный рок — ради своей любви и жизни потомков. Алексея Толстого и режиссера заботит «мысль семейная»: разгадать проклятия помогут родственники и странные обитатели дома. Вмешиваются в сюжет древний манускрипт с заклинаниями, оживший портрет, окутанное мистическими тайнами кольцо и странные привидения, так напоминающие нечисть.

«Москва.Сумерки»

«Москва.Сумерки»

А начинается все с шорохов и музыки бала, гости танцуют, среди них стройный и красивый господин Рыбаренко (Мирослав Душенко) — страстный юноша с поседевшей головой. Он пылко рассказывает о том, что на праздник пожаловали вампиры, и тут же уточняет, что «беспокойных покойников» следует, в согласии со славянской традицией, называть упырями и только упырями. Статный аристократ Руневский — Дмитрий Росляков словам этим не внимает. До них ли ему? Он влюблен. Даша Варвары Насибулиной — девушка нежная, прелестная, сплошное очарование. Пара попадает в непростые обстоятельства, и молодые актеры убедительно передают характеры героев: темпераментную артистическую натуру Руневского и печальную бесправность Даши, не знавшей счастья семейного детства.

«Москва.Сумерки»

«Москва.Сумерки»

Дмитрий Бикбаев добился слаженного актерского ансамбля — за характерами героев интересно следить. Барыня Сугробина, бабушка Даши, мечтает о вечной жизни, и алые камни на ее платье напоминают капли крови. Роковая героиня Натальи Гребенкиной то внимательно следит за внучкой, сохраняя дистанцию, то поспешно вмешивается в происходящее. Мне вспомнилась пронзительная Офелия очаровательной Гребенкиной в давнем спектакле Сергея Арцибашева. Колоритна тетка-опекунша Даши — Федосья Зорина. В гротесковой трактовке Юлии Авшаровой — страсть, стихия и неуправляемое желание выдать родную дочь замуж. Об этом же мечтает и сама Софья Марии Волковой — горделивая, высокомерная, завистливая. Сцены матери и дочери сопровождает одобрительный смех радостного узнавания зрителей. Яркие и запоминающиеся образы создали исполнители ролей второго плана: осанистого гордеца-дуэлянта Владимира (Олег Парменов); статского советника Теляева (Сергей Ищенко) из «породы упырей»; молчаливой гувернантки, хранительницы страшной тайны Клеопатры Платоновны (Татьяна Насташевская) и охваченного инфернальным ужасом, прихрамывающего слуги Якова (Григорий Мосоянц).

«Москва.Сумерки»

Непрерывный коллаж сцен разворачивается на маленькой сцене, часть которой скрыта за арками, и узкой игровой площадке, вынесенной перпендикулярным балконом в зрительный зал. Это странное пространство наполнено мистическими тайнами. Зрители находятся в непривычной близости от актеров (думаю, работать в таких условиях — непросто, но они справляются) — протяни руку и дотронешься до сюртука, камзола или пышного рукава платья исполнителя. Происходит полное погружение в атмосферу ирреального мира, потерянного во времени и пространстве, — не сразу поймешь, куда попал: в старинный рыцарский замок или в дворянскую гостиную XIX века, на заброшенную итальянскую виллу или на подмосковную дачу.

«Москва.Сумерки»

«Москва.Сумерки»

На сцене — почерневшие от старости зеркала, клубы тумана, высокие свечи, нехитрый реквизит. Декораций почти нет, но этого не замечаешь. На стенах зрительного зала расположены экраны-окна, на которые проецируются то интерьеры усадьбы, то березовая роща, то итальянский пейзаж, то яростная гроза, то привидения. Фантастический мир создали художник-постановщик спектакля Андрей Черкасов и художник по свету Алексей Роганов. Роскошные и подробные костюмы рождены фантазией Юлии Волковой. Думаю, этот крепкий и ясный спектакль запомнится зрителям, и у многих появится желание перечитать первую отечественную готическую повесть Алексея Толстого и вновь заглянуть в театр на Покровке.

Фото: Диана Евсеева/предоставлены пресс-службой «Покровка.Театр»