10.11.2025
Приказ о создании театра был подписан в 1964-м, а через год, ровно шесть десятилетий назад, театр открылся. И по сегодняшний день он так и остался не только первым и уникальным, но и единственным в мире театром оперы, балета и симфонической музыки для детей, выдающимся достижением русской культуры XX столетия.

Театр носит имя своей великой основательницы — Наталии Ильиничны Сац. Создав беспрецедентный образец коллектива для детей, она обогатила нашу театральную историю. До сих пор бытуют легенды о ее невероятном характере. Она, первая в мире женщина — оперный режиссер, была человеком мощной воли, организаторского таланта и неистощимой энергии. Создала в СССР шесть театров для юных зрителей: первый — Детский театр Моссовета еще в пятнадцатилетнем возрасте. Детский музыкальный стал вершиной ее созидательного творчества, любимой семьей, главным детищем, она благословила его на добрую долгую жизнь.

Наталия Сац. 1918. Фото: РИА Новости
В 2005-м, к 40-летию театра, Тихон Николаевич Хренников рассказывал «Культуре»: «Не знаю, как ей удалось, но Наталия Ильинична подчинила своей воле всех — и артистов, и высшее руководство. Помню, как первый секретарь горкома по ее требованию оставлял дела и ехал выбирать люстры для нового театра. Все, без исключения, понимали, что она занимается делом, необходимым государству, народу, детям». Наталия Сац — гордая женщина необыкновенной красоты, с живыми глазами — прожила красивую и трудную жизнь, не избежав наветов, арестов, ссылки, сталинских лагерей.


Заведующая литчастью Детского музыкального театра Роксана Сац и директор тетра Наталия Сац. 1984. Фото: Борис Приходько/РИА Новости
Мечта Наталии Ильиничны об уютном театральном доме осуществилась в 1979-м, когда ее кочевая и практически бездомная труппа, часто менявшая подмостки, переехала в новое, специально построенное здание на проспекте Вернадского. Издалека оно казалось сложенным из башен и кубов, как конструктор. Изваяния и барельефы сказочных героев на фасаде превращали советскую неоготику в волшебный дворец. Его сразу и стали называть Дворцом музыки. Внутри — атмосфера праздника, сказочное пространство: зимний сад с экзотическими растениями, радужные витражи, мостики-переходы, палехские панно, изящная ротонда с певчими птицами. Фойе украшено скульптурами мифологических музыкантов: древнерусский певец Боян, рядом — его младший славянский собрат Лель и Орфей — гость из Древней Греции. Большой зал с уникальной «тройной» сценой: традиционные подмостки и два боковых игровых пространства — сегодня завершается его затянувшаяся реконструкция.

Главный режиссер Детского музыкального театра Наталия Сац во время репетиции. 1980. Фото Александра Сенцова/ТАСС
Символ и талисман театра — парящая над зданием Синяя птица. Этот образ генетически связан с легендарным спектаклем Художественного театра, созданным в 1908-м самим Станиславским. Музыку к нему написал Илья Сац. Его дочери шел тогда пятый год, и в ее памяти птица Счастья — одно из первых воспоминаний — навсегда осталась зовущей грезой: за ней во что бы то ни стало необходимо идти и ребенку, и взрослому. «Даже если мечта не осуществится, а Синяя птица улетит, зато ты идешь туда, куда предназначено судьбой». Так говорила Наталия Ильинична.



Московский Детский музыкальный театр. Фото предоставлены пресс-службой Детского музыкального театра имени Н.И. Сац
В 1990-е, когда театры оказались брошенными в свободное плавание, а искусство резко повернулось в сторону коммерции, ничего не боявшаяся Наталия Ильинична произнесла слова: «Я привыкла строить, а не перестраиваться, это не мое время». Тем не менее Детский музыкальный театр держался дольше всех,
В 1993-м коллектив осиротел — Наталия Ильинична ушла из жизни, перешагнув порог 90-летия. Хренников вспоминал: «Коллектив сталкивался с трудными временами, когда обстановка вокруг складывалась неблагоприятно. Страшно даже подумать, что театр такого масштаба мог бы исчезнуть. Не стоит скрывать — были поползновения его перепрофилировать или просто вселить в здание совершенно иные организации, которые решили завладеть уникальным театральным домом для детей. Рад, что театр не только выстоял, но окреп и во многих начинаниях даже продвинулся вперед».

Фото предоставлено пресс-службой Детского музыкального театра имени Н.И. Сац
Выстоять театру помогли сподвижники Наталии Ильиничны: директор Виктор Проворов, режиссеры Виктор Рябов и Валерий Меркулов, дирижер Леопольд Гершкович, заведующая литературно-педагогической частью Роксана Сац (дочь Наталии Ильиничны), педагог Зинаида Мясникова, композиторы, актеры и верные зрители — их письма летели во все властные инстанции. Цены на билеты старались удерживать, не следовать этому означало бы грубо нарушить один из заветов Наталии Ильиничны, которая считала, что театр должен быть доступен для всех детей, вне зависимости от статуса родителей. Театр выживал с трудом. Худруком поредевшей балетной труппы стал Владимир Кириллов — премьер Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Фото предоставлено пресс-службой Детского музыкального театра имени Н.И. Сац
В 2010-м, когда коллектив возглавил режиссер Георгий Исаакян, жизнь забила ключом. Новый руководитель не допустил перепрофилирования модели существования театра. Но самое главное — окрепла связующая историческая нить времен, сохранился уникальный дом и его богатые традиции, выросло новое поколение артистов и музыкантов. Георгий Исаакян считает, что музыкальный театр, и тем более детский, не может заниматься «игрой в поддавки», для него Наталия Ильинична — революционерка, пассионарий, визионер, создатель не существовавшего, и он продолжил ее дело — «открытие новых территорий и новых пространств».
Наталия Ильинична считала важным вовлечение ребенка в мир музыки и театра, а в своем Дворце видела стартовую площадку для детей в большое искусство. Она подчеркивала три главные задачи Детского музыкального — просветительскую, образовательную, художественную. Театр не рассказывает красочные сказочки, а выстраивает отношения со своей сложной и непоседливой аудиторией, ведет с ней серьезный диалог. Увертюрой к каждому спектаклю служило вступительное слово — когда-то сама Наталия Ильинична околдовывала зрителей звучанием своего низкого глубокого голоса. И сегодня юных слушателей подготавливают к восприятию музыкальных образов: педагоги Театра — его особая гордость, с их театральными историями юные непоседы «встречаются» уже в фойе.
Еще одна традиция Детского музыкального — приглашать к сотрудничеству современных композиторов. Попутчиками Наталии Ильиничны становились Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский, Анатолий Александров, по ее инициативе очарованный ею Сергей Прокофьев сочинил симфоническую сказку «Петя и Волк». Сотворчество с композиторами-современниками продолжается — специально для театра пишут музыку Александр Чайковский, Ефрем Подгайц, Михаил Броннер. В зале не случайная публика — время летит стремительно, и сегодня детей приводят мамы и бабушки, воспитанные на спектаклях Театра, я — из их числа.
Сейчас сценические произведения «маркируются» по возрастному цензу, но в Театре Сац маркеры не работают, здесь нет возраста. Карапуз может дремать на маминых коленях на серьезном спектакле. Малыши, которые еще ходят в памперсах, могут сидеть и без родителей и, поверьте, тихо и увлеченно слушать миниатюрные оперы «Кошкин дом» или «Теремок», в репертуаре есть даже спектакль для будущих мам. Старшеклассникам адресованы взрослые произведения: «Любовь к трем апельсинам» и «Ромео и Джульетта», «Кармен» и «Мадам Баттерфлай (Чо-Чо-Сан)».

Фото: Елена Лапина/предоставлено пресс-службой Детского музыкального театра имени Н.И. Сац
В балетной афише не только «Три поросенка» и «Муха-Цокотуха», но и великая балетная классика: «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Театр выработал свой метод работы с академическим наследием, создавая спектакли «по мотивам» оригинала для юной аудитории: отдельные фрагменты купируются, лакуны тактично заполнены, швов не заметно. В репертуаре — старинные оперы и невероятные эксклюзивы. Например, футуристическая трилогия «Я, робот», включающая балет-голограмму «Двухсотлетний человек». Театр Сац впервые на музыкально-сценической территории поднял тему взаимоотношений человека и искусственного интеллекта.
Круглая дата этого необычного театра, знающего секрет общения с детьми и накопившего огромный репертуар, — прекрасный повод для подведения итогов и размышлений о будущем. Фрагменты из балетных постановок вошли в программу кремлевского гала-концерта. Он прошел в рамках Х фестиваля «Видеть музыку» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив. К слову, идея фестиваля «Видеть музыку», соединяющего музыкальные театры разных регионов страны, сформировалась в результате многолетней деятельности Ассоциации музыкальных театров, президентом которой с 2014 года является художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян.

Фото: Елена Лапина/предоставлено пресс-службой Детского музыкального театра имени Н.И. Сац
Гала-концерт стал авторским проектом руководителя балетной труппы Кирилла Симонова, в программу вошли сцены из репертуарных спектаклей разных хореографов, в том числе из постановок самого худрука. Открылся гала стильными фрагментами из балета «Маскарад»: радостный бал с его кокетливыми жестами и кружевами движений — сменился печальным эпизодом необратимо приближающейся катастрофы. Необыкновенно хорош был дуэт Нины — Елены Князьковой и Арбенина — Максима Подшиваленко. Тонкие чувства Скрипичного адажио из балета «Спящая красавица» деликатно представили Варвара Серова и Иван Титов. Сцену на балконе из недавней премьеры «Ромео и Джульетты» утонченно, ярко, легко станцевали Феличия Русу и Артур Баранов. Проникновенное трио в стиле ар-деко из бессюжетного балета «RichardCapriccio» на музыку Рихарда Штрауса изысканно передали Елена Князькова, Максим Павлов, Анатолий Сучков. Их танцу аккомпанировали голос Людмилы Бодровой и рояль Дарьи Смирновой. На поиски птицы Счастья отправились милые дети Тильтиль (Валерий Кравцов) и Митиль (Алевтина Касаткина) вместе с душами Хлеба, Сахара, Воды, исполнив массовую сцену «Марш» из «Синей птицы».

Фото: Елена Лапина/предоставлено пресс-службой Детского музыкального театра имени Н.И. Сац
Украсила гала российская премьера фрагмента спектакля «Смерть и Девушка» в постановке Павла Глухова, которую блестяще исполнили прима Мариинского театра Дарья Павленко и харизматик Тимур Куаталиев. Театр познакомил публику с шедеврами Михаила Фокина, представив фрагменты из балетов дягилевских «Русских сезонов». Монолог нескладного Петрушки из одноименного балета выразительно станцевал Валерий Кравцов, дуэт из «Жар-птицы» — опытные солисты Варвара Серова и Максим Подшиваленко, в адажио из «Шахерезады» вышли гости: прима Большого театра Евгения Образцова и Игорь Колб, сегодня он главный балетмейстер Большого театра Беларуси. Венчал концерт еще один фокинский шедевр — «Половецкие пляски» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Этот массовый танец исполняла едва ли не вся балетная труппа и большой хор Театра Наталии Сац. Шеститысячный зал Кремлевского дворца, казалось, был сражен не меньше, чем французский бомонд на премьере 1909 года, — бьющим через край темпераментом, лихими страстями, восточной горячностью молодых артистов.

Фото: Елена Лапина/предоставлено пресс-службой Детского музыкального театра имени Н.И. Сац
Музыканты симфонического оркестра театра под управлением главного дирижера Артема Макарова тонко передавали настроения музыки, звучавшей на концерте: Чайковского и Шуберта, Римского-Корсакова и Хачатуряна, Стравинского и Прокофьева, Ильи Саца и Ефрема Подгайца. На невероятно сложной огромной площадке ГКД гостям всегда танцевать непросто — из действия часто уходит камерность, доверчивость, шарм. Артисты Театра Наталии Сац сумели сохранить темпоритм действия, тайный чувственный мир и передать зрителям свой духовный посыл.

Фото: Елена Лапина/предоставлено пресс-службой Детского музыкального театра имени Н.И. Сац