Жить ради жизни, она — не черновик: Молодежный театр поставил забытую пьесу Серебряного века

Елена ФЕДОРЕНКО

26.09.2024

Жить ради жизни, она — не черновик: Молодежный театр поставил забытую пьесу Серебряного века

Российский академический молодежный театр открыл сезон премьерой: художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин пригласил зрителей в «Усадьбу Ланиных», где собрались люди, придуманные писателем Борисом Зайцевым больше ста лет назад.

Пространство сцены распахнуто настежь — приусадебный парк открыт всем ветрам. А справа сама усадьба с фасадом, напоминающим очертаниями парадный вход в РАМТ. Сколько мистических загадок хранят эти стены — кажется, витают «изменчивые тени» тех, кто служил в этом театральном доме, украшающем Первопрестольную уже третье столетие. Актеры частной оперы Зимина, члены артистического кружка Александра Островского, молодая команда МХАТ-2 с Михаилом Чеховым и Иваном Берсеневым, Наталия Сац, Мария Кнебель, Олег Ефремов, Анатолий Эфрос… Разве всех перечислишь? Творческая энергия переполняет это старинное здание и как нельзя лучше рифмуется с пьесой Бориса Зайцева, в которой живут тайны и легенды нескольких поколений большой семьи Ланиных.

На сцене — множество героев, и у каждого свои любовные переживания, сомнения, страхи. Алексей Бородин — мэтр, гуру, один из самых любимых моих режиссеров — пронзительно ставит густонаселенные сценические истории, коллизии, драматические сюжеты, где фабульные повороты наслаиваются один на другой, а мир за окном отражается в судьбах героев. Спектакли Бородина приводят в гармонию разум и чувства зрителей. В пьесе Бориса Зайцева — поединке страстей и желаний — есть многое, что близко режиссеру. Драматург Зайцев на заре своей длинной литературной и земной жизни написал самые ранние три пьесы с вечными говорящими названиями: «Любовь», «Верность», «Пощада», а перед «Пощадой» — «Усадьбу Ланиных». Драматург безошибочно чувствует, как изживают себя дворянские гнезда, как связанные кровным родством люди устают друг от друга, и оттого распадаются семьи. Тем не менее в пьесе, где перемешаны счастье и несчастье, все улаживают отношения с жизнью и верят в будущее или утешаются в смирении. А режиссер пронизывает весь спектакль прекрасной мыслью о том, что жить надо ради жизни, и в этом — главный ориентир земного пути.

У главы семьи Александра Ланина, вдовца, две дочери. Старшая, Елена (Анна Тараторкина), влюблена в чужого мужа — профессора Диодора Фортунатова (Максим Керин), и, увы, безответно. Наташа (Анастасия Волынская), дочь Елены и внучка Ланина, нравится горячему гимназисту Коле (Андрей Лаптев), но зачарована отчимом (Денис Баландин), который уезжает с ответившей ему взаимностью женой профессора Фортунатова Марьей (Дарья Рощина). У Елены есть верный рыцарь, преданный друг семьи Петр Тураев. Младшая дочь Ланина Ксения (Яна Палецкая) — исключение, она — счастлива со студентом (Иван Юров), и после помолвки они отправляются в Италию. Вот уж «пять пудов любви». Герои Зайцева совершают определенный выбор, это — не чеховские рефлексии. Персонажи «Усадьбы Ланиных» бросают своих жен-мужей и стартуют в новую жизнь — другой не будет. Обитатели «Усадьбы» старательно проживают свои дни: играют в крокет, отправляются на рыбалку, качаются на качелях, пьют чай и шампанское, рассуждают, вспоминают, спорят, танцуют. Здесь сохраняется еще иллюзия благоденствия.

Убедительный образ Тураева создает Евгений Редько, его герой — славный сердечный человек — верен своим чувствам к Елене и внимателен ко всем обитателям этого суматошного дома. Он все понимает и многое заранее предчувствует. Как и хозяин усадьбы Ланин в исполнении Андрея Бажина, — безошибочно предвидящий, что ему немного дней отпущено до смертного часа. Он видит мир без искажений и с бесконечной нежностью смотрит на тех, кто приходит на смену. Они вылетали на сцену симпатичной белой стайкой, и музыка (автор точных выразительных мелодий актер театра Александр Девятьяров) закручивает их в водовороте танца (хореограф Дмитрий Бурукин). Молодые актеры пока не проявляют заразительности — на их лицах застыли напряженные улыбки и ученическая робость потерять синхронность танцевальных па. Они — обобщенный образ молодого поколения — транслируют старшим свой восторг, с которым встречают будущее, а впереди совсем не то — Первая мировая, революция, 1937-й, Великая Отечественная... Но «времена не выбирают».

Марево изысканных разговоров, упоительных рассуждений, поэтических фраз ограничивает возможности для действия и создания характеров. Драматург пошел по тропе «новой драмы», его пьеса наследует Чехову, с которым Зайцев был знаком и даже состоял в переписке. Но по сути «Усадьба Ланиных» получилась драмой иной эстетической системы. У Чехова текст не совпадает с подтекстом, герои могут говорить о деревьях, а на самом деле про то, что внутри них, и этот контрапункт дает простор для создания характеров, сотканных из взглядов, жестов, интонаций. «Усадьба Ланиных» — пьеса открытой фабулы, здесь все проговаривается, не оставляя достаточного места скрытому психологическому «подводному течению». Зайцев, большой серьезный писатель, пережил увлечение драматургией. В одном из писем, отправленных через полвека после создания «Усадьбы Ланиных», он, уже известный автор повестей и романов, художественных жизнеописаний и путевых очерков, номинант Нобелевской премии, написал: «Да я никакой драматург. Это меня Чехов сбил. Театр не мое дело».

Спасибо Молодежному театру за открытие широкому зрителю нового имени. Спектакль — красивый и стильный: оформил талантливый сценограф Максим Обрезков, художник по свету Руслан Майоров «оживил» убранство сцены. Элегантные и эффектные костюмы, построенные на контрасте белого и черного, придумала Мария Данилова. Все мысли режиссера поняли артисты — РАМТ, похоже, уже давно одна большая семья, как и Ланины. Думаю, исполнители не задавали лишних вопросов, с легкой руки Алексея Бородина они влюбились в материал и увлеченно произносили многословный текст с максимальным подключением и на предельном ритме. Ускользающая жизнь их героев так и осталась во многом скрытой.

РАМТ стал третьей труппой, разгадывающей трудную, пропитанную мистическими настроениями пьесу Зайцева. Первой была Мансуровская студия, с воспитанниками которой в 1914-м поставил спектакль Евгений Вахтангов — начинающий, никому не известный режиссер. Евгений Богратионович и сам драматург, принимавший участие в репетициях, доверили персонажам подробно рассказывать о своих душевных состояниях. Случился провал — с тяжелыми для пьесы последствиями. На следующий год, по горячим следам, «Усадьбу Ланиных» поставили в театре Корша, где спектакль тоже жил недолго, однако воспринят был благосклонно. Еженедельный иллюстрированный журнал «Рампа и жизнь» в 1915-м писал: «Запах трав, яркие звезды, красивые, изящные речи, нежные, грустные, обвеянные любовью женщины — вот пьеса Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных». Может быть, это не пьеса, не драматическое произведение для сцены, но это одна из элегий Бориса Зайцева».

Спустя почти 110 лет РАМТ восстановил историческую справедливость — неразгаданная пьеса «Усадьба Ланиных» приблизилась к разгадке. В РАМТе получился спектакль о счастье жить — в любые времена, невзирая на обстоятельства. Если бы отцы-основатели Художественного театра не увлеклись чеховской «Чайкой», то ее история могла ограничиться грандиозным фиаско в Александринском театре в 1896-м. Появился бы тогда великий драматург Антон Павлович Чехов? Большой вопрос. Отдельная благодарность РАМТу за красивый буклет с содержательными интервью, дивными цитатами о любви и подробной информацией об одном из последних писателей Серебряного века Борисе Зайцеве. 

Фотографии: Сергей Петров / предоставлены пресс-службой РАМТ.