09.06.2023
Татьяна Предеина, одна из самых ярких российских прим, 10 июня отмечает юбилей. Ее искусство признано коллегами и зрителями, отмечено высокими наградами, среди которых — премия Правительства РФ, медаль Святой Равноапостольной княгини Ольги. Многие коллективы приглашали челябинскую балерину как guest star на гастроли по разным городам и странам. Она была организатором и руководителем фестиваля «В честь Екатерины Максимовой», появившегося на свет два десятилетия назад.
Екатерина Максимова, великая балерина и педагог, занималась с Татьяной много лет и высоко ценила гармоничный талант ученицы. Она из числа любимых максимовских подопечных, настоящая классическая балерина, и не только по технике, а по ясной структуре и логическому развитию образов своих героинь. В ее танце свет и поэзия, непосредственность и непредсказуемость, драгоценная чистота и радостное волнение.
— Расскажите о фестивале нынешнего года.
— Он проходит уже четырнадцатый раз. Екатерина Сергеевна Максимова участвовала в первых смотрах, приезжала с большой радостью, гордилась фестивалем и подарила ему свое имя. На челябинской сцене блистали все ее ученицы из Большого театра и «Кремлевского балета». На нынешнем фесте, как всегда, аншлаги и праздничная атмосфера. Мне кажется, что этим праздником танца мы выражаем восхищение, признательность и благодарность великой балерине, педагогу, человеку.
— Формат остался прежним?
— Фестиваль приобрел статус международного, и его концепция немного поменялась. Кроме сольных приглашенных пар, которые участвуют в спектаклях челябинского театра, в последние годы стали приезжать целые коллективы, выступали труппы из Китая и Испании. Гостем нынешнего фестиваля стал Большой театр Республики Беларусь. Изюминка последних смотров — премьера челябинского театра на открытии, в этом году появилась «Раймонда».
— Судя по афише, фестиваль закрывает грандиозный гала «Татьяна Предеина приглашает…». Ваша идея?
— Да, и я благодарна директору театра Владимиру Досаеву, худруку балета Юрию Клевцову и администрации — без их поддержки моя идея не воплотилась бы. Концерт — юбилейный, он состоится в день моего рождения, как я и хотела. Выступят наши челябинские артисты, приедут солисты из российских театров и мои друзья, которые будут в зрительном зале. Кажется, мне опять помогла любимая Екатерина Сергеевна.
— Как судьба свела вас с Максимовой?
— Она присутствовала в моей жизни с детства. Маленькой девочкой я увидела по телевизору балет «Щелкунчик» с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым. Меня восхитил их танец, поразила максимовская улыбка. До сих пор иногда не верится: прошло не так много времени, и мне посчастливилось узнать ее, и свою улыбку она много раз дарила лично мне.
Когда в начале 90-х открывался «Кремлевский балет» и я узнала, что Екатерина Сергеевна будет педагогом этого театра, то, конечно, поехала на объявленный набор. Спешила, приехала одной из первых. В Балете Кремля с Екатериной Сергеевной подготовила свои московские партии. И потом, когда я уехала в Челябинск, наша творческая и человеческая дружба не прекратилась. В конце 90-х наш театр восстанавливал «Анюту» — балет, поставленный Васильевым для Максимовой и ей посвященный, — я рискнула позвонить Екатерине Сергеевне, и она дала согласие поработать со мной. Я полетела в Москву, репетировали в Большом театре.
Премьера стала событием Челябинска, в партии Отца вышел сам Владимир Васильев, хотя к тому времени он уже оставил сцену. С тех пор мы были в постоянном контакте, хотя мне, наверное, повезло меньше, чем другим ее ученицам, — я все-таки жила в другом городе, но она по мере возможности прилетала ко мне и репетировала со мной новые роли.
— Она прилетала к вам часто, возвращалась в хорошем настроении и улыбалась: «Я от Танечки, из Челябинска».
— Удивительно, но она находила для меня время. Мне посчастливилось видеть Максимову на сцене, наблюдать за ее творчеством, работать рядом в балетном зале и как с педагогом. Практически все классические балеты: «Спящую красавицу», «Дон Кихот», «Жизель», «Щелкунчик» — и мою любимую «Элегию» (постановка Владимира Васильева на музыку Рахманинова. — «Культура») я подготовила с Екатериной Сергеевной. Ее уроки для меня бесценны. Теперь я, уже как педагог, передаю полученные знания своим ученикам. Вроде получается, и неплохо. Лири Вакабаяси — лауреат международных конкурсов, получила признание и аплодисменты не только в Челябинске, но и в других городах России. Дарья Демченко, Екатерина Хомкина — ведущие солистки нашего театра. Вспоминаю, как часто мне говорили после спектаклей: сразу видно, что ты максимовская. Я этим гордилась как особой наградой. Сегодня мне так приятно слышать: «Ваши девочки отличаются, они какие-то особенные». Возьму на себя смелость предположить — быть может, мне удается продолжать дело Максимовой? Во всяком случае стараюсь руководствоваться той глубиной понимания искусства и культурой танца, которые были в ней.
— Можете описать эту культуру?
— Словами сложно, но попробую. Для Максимовой особую ценность представляла гармония внутреннего состояния и тела. Она подчеркивала, что техника должна быть крепкой, но это только основа, а в театре важнее иное: роль, спектакль, смысл. Многие увлекаются спортивностью, трюкачеством и забывают, что балет — это не хорошо исполненные упражнения, а эмоции, и не только те, что ты переживаешь, а те, что сумеешь донести до зрителя. То есть она учила танцевать естественно и музыкально, как дышать, в движение вкладывать душу и сердце, проживать каждый миг танца. На гастролях посчастливилось принимать участие в концерте, где танцевала Майя Плисецкая. Она меня заметила и после окончания сказала: «Таня, вы очень красиво танцуете». Именно танцую, а не работаю. Я сразу вспомнила Екатерину Сергеевну — научила!
Для нее балет складывался из культуры сценического поведения, а она соткана из нюансов. В танце, как в музыке, все зависит от оттенков. Роль складывается из мелочей. Вспоминаю, как мы выстраивали каждый шаг, каждый взгляд и даже вздох и взмах ресниц — проверялось все!
Еще Екатерина Сергеевна никогда не шла от отрицания. Есть педагоги-диктаторы: «Будешь делать так и только так; нет, у тебя не получается». Она же умела подбирать слова и вселять надежду: «Кто сказал, что не получится? Давай работать». Она всегда убирала отчаяние и умела «вытащить» из каждого самое лучшее, только ему присущее. Она формировала вкус, учила правильному отношению к профессии, к ежедневной работе, и похвала ее всегда вселяла надежду.
— Максимова хотела, чтобы вы танцевали в Большом, и вас приглашали на показ.
— Да, однажды Екатерина Сергеевна сказала, что меня заметили в Большом театре, и предложила показаться, но я не пошла — решила остаться в Челябинске. Театр стал родным, и обстоятельства, жизненные и семейные, не пускали. Екатерина Сергеевна мой выбор не только поняла, но поддержала — я помню ее реакцию.
— В своих мемуарах Максимова написала: «… у меня появилось большое уважение к Тане. Она абсолютно права, потому что ее так любят в Челябинске (хотя я понимаю все трудности жизни там)! Ее так ценят! Она там действительно королева». Замечу, что ваш первый балетный педагог в Пермском хореографическом училище — знаменитая Людмила Павловна Сахарова, строгая и волевая, — полная противоположность мягкой Екатерине Сергеевне. На кого из них равняетесь в своей работе с ученицами?
— Да, у них были разные подходы. Людмила Павловна в балетной школе научила нас учиться, организовала мозги и тело. Думаю, если бы не ее жесткость и властность, из нас, ее учениц, ничего бы не получилось. Наверное, в школе это необходимо.
А на кого из них я похожа — не мне судить. Стараюсь передавать все, чему меня научили. Но понимаю: кому-то нужен кнут, кому-то — пряник. Это известная история — одного надо подбодрить и вселить уверенность, другого осадить, включить в работу. Хорошо понимаю, что подходы, которые применяешь к одному, абсолютно не применимы к другому. Мне приходится учиться педагогике. Екатерину Сергеевну вспоминаю каждый день. Она говорила: «Вот Елизавета Павловна (Е. П. Гердт. — балерина и педагог. — «Культура») советовала», теперь я повторяю: «Екатерина Сергеевна так учила…» Здорово, что традиция продолжается: может, мои ученицы в будущем продолжат эстафету.
— Вы почему-то не рассказали, что на фестивальном гала выйдете на сцену… Что станцуете?
— Когда родилась мысль о гала-концерте, посвященном моему юбилею, вдруг у меня в голове зазвучал голос Екатерины Сергеевны, она повторила фразу, которой в последнем нашем разговоре меня напутствовала: «Танцуй, пока можешь, танцуй, отдавай все, что имеешь!» И я решила попробовать. Процесс пошел. С бесконечной любовью я посвящаю свое выступление своей маме, всем моим педагогам, которые принимали и принимают участие в моей судьбе, и ученикам.
Станцую «Лебедя» Михаила Фокина на музыку Сен-Санса. Владимир Васильев поддержал, сказал, что Катя тоже долго танцевала и у меня хороший пример, с юмором заметил: «Может, у тебя начинается новый этап?» — и прислал очень трогательное видеопоздравление.
— Помню, как плакал ваш «Умирающий лебедь» на концерте в Москве: в тот день ушла Екатерина Максимова, о чем мы узнали перед концертом.
— Не помню, как я танцевала. Погрузилась в трагедию, в понимание невосполнимой потери. Пыталась отказаться, но Екатерина Сергеевна учила профессионализму, пришлось собраться и выйти на сцену. На девятый день танцевала «Анюту» в Челябинске, и в первой сцене в церкви у меня текли слезы. На сороковой выпал «Дон Кихот» с новыми партнерами, у нас брали интервью, а мне было так больно. Тогда поняла: время не лечит, оно раздвигает границы событий, а боль не утихает.
— Что еще станцуете на гала?
— Фрагмент из будущего спектакля, рабочее название — «Метаморфозы. Вспомнить будущее». Ставит челябинский хореограф Юлия Репицына. Она задумала философский спектакль, где времена перекликаются, с конструкциями, которые будут трансформироваться, и сценографией, погружающей зрителей в какое-то гипнотическое состояние. Фрагмент уже готов, спектакль мне кажется интересным и отчасти автобиографичным.
— Вы — образцовая классическая балерина, и вдруг такое резкое погружение в современный танец?
— Да, люблю классику, в основном ее и танцевала. Опыт в современной пластике у меня небольшой — с трудом удавалось «схватить» какие-то нюансы новых техник. Юлия научила меня одной из них — постановщик, как кажется, доволен мной, хотя мне казалось, что я исполняю движения в своей классической манере. Но вроде получается синтез моей классичности и современной пластики, «здесь и сейчас» дали мне толчок в развитии, новое понимание смыслов. Перед концертом главное волнение связано с выступлением в одном гала со своими ученицами. Сейчас, когда занимаюсь, стараюсь требования, которые предъявляю к ним, применять к себе.
— Четыре года назад вы попрощались со сценой, а форму поддерживали?
— В том-то и дело, что нет. Не ожидала такого поворота в судьбе.
— «Лебедь»-то исполняется на пальцах…
— Встать на пуанты после четырехлетнего перерыва оказалось делом тяжелым. Вспомнила, как Васильев после своей «Золушки», где танцевал партию Мачехи на пуантах, сбрасывал туфли со словами: «Как вы на них ходите?» Чувствовала себя Русалочкой, вставшей на острые ножи. Сейчас пальцы привыкли, ногти посинели — все, как обычно.
— Когда вы поняли, что балет станет вашей профессией?
— Все девочки в детстве мечтают стать балеринами. Я танцевала все свободное время перед полированным шкафом, который заменял зеркало, мелодии напевала сама. Благодарю маму, которая распознала мои наклонности и не побоялась отвезти меня в училище, в другой город, в интернат. Там до меня и дошло, что мечта станет профессией и жизнью.
— Вы сами себя называли самой болтливой и смешливой балериной. Так и осталось?
— Сейчас уже не такая я веселая, да и на сцене давно не была, балагурю теперь в репзале. Без юмора — никуда. Вовремя сказанная шутка разряжает обстановку.
— Видела, как перед выходом на сцену некоторые артисты совершают церемониалы: кто-то прижимается к сцене щекой, другие гладят кулису…
— А бывает, чмокают в нос игрушечного песика или кошечку. А если талисман потеряется — ты что, не пойдешь на сцену? Я никогда не привязывалась ни к каким ритуалам. Если ты справился со своими нервами, то, значит, готов. Когда я говорила: «Екатерина Сергеевна, я так волнуюсь…», она спокойно отвечала: «Что ты, никогда раньше не волновалась? Все нормально».
— Сталкивались со звездной болезнью?
— О себе, конечно, трудно говорить, но, кажется, я ею не болела. Заражена другой манией — ответственности. Неплохое качество, но жить с ним трудно. У меня к себе повышенные требования, и, конечно, требую и от остальных. Мне всегда хотелось, чтобы на спектакле все было четко, понятно, ясно. Могла впасть в истерическое состояние, если отлетел цветок, и тогда позволяла себе повысить голос на парикмахера или костюмера. Но это вряд ли относится к звездности.
Больных звездной болезнью видела. Идет артист по коридору или по улице и несет корону на голове. В жизни-то ты просто человек, и перед Богом все равны. У меня были хорошие учителя, которые все правильно объясняли. Екатерина Сергеевна была так скромна, что театральные вахтерши, обожавшие ее на сцене, иногда ее не узнавали. Спрашивали: «Вы к кому?» — «На репетицию». — «А вы кто?» — «Максимова».
— Вспоминаю историю о ее застенчивости, которую мне рассказала замечательная артистка Ирина Карташева: «Решили небольшой компанией пообедать в ресторане «Арагви». Заиграла музыка, к Катюше подошел молодой человек: «Девушка, разрешите пригласить». Вы бы видели ужас в глазах смутившейся Кати: «Что вы, что вы, я не танцую»… Возвращаясь к разговору о вас, расскажите, зачем вам понадобилось учиться в аспирантуре Московской академии хореографии и защищать диссертацию?
— Логика в этом есть — я преподаю классическое наследие и классический танец в Институте культуры. Писала о проблемах развития региональных театров на примере нашего Челябинского балета. Всю его историю досконально изучила. Работа пошла на пользу, и знания помогают.
— Сын пошел по вашим стопам?
— Радуюсь за своего сына Кирилла Данилова, который работает сейчас в Новосибирском театре, и у него тоже была недавно запоминающаяся встреча с Владимиром Васильевым — он ставил там «Анюту», Кирилл танцевал Его Сиятельство. Я ему сказала — запоминай каждое слово, каждую реплику, не всем выпадает такое счастье: не просто встретиться, а еще и поработать с легендой.
— Есть ли какая-то необычность в образе жизни артиста балета?
— Балет вообще патология, возведенная в ранг красоты. Балерины не могут купить себе сапоги — подъем мешает. Врачи советуют ходить по шестой позиции, стопы — параллельно друг другу, а мы так не можем. Да и жизнь артиста балета необычна. Начиная с расписания — разрывной рабочий день с дневным перерывом. Поздние возвращения. Яростная борьба с весом. От всего этого в личной жизни у кого-то проблемы случаются. Все подчинено профессии, и она прекрасна.
Фотографии: Сергей Карпухин / ТАСС. Прима-балерина Челябинского театра оперы и балета имени М. И. Глинки Татьяна Предеина и приглашенный солист Большого театра Дмитрий Гуданов на открытой генеральной репетиции гала-концерта "Екатерине Максимовой посвящается" в Большом театре, 2019 год. Фотография на анонсе: Александр Соколов/предоставлены Т. Предеиной.