В столице Приморья с полным аншлагом проходит первый Международный Тихоокеанский театральный фестиваль

Елена ФЕДОРЕНКО, Владивосток

30.09.2021

В столице Приморья с полным аншлагом проходит первый Международный Тихоокеанский театральный фестиваль

С 24 сентября по 9 октября во Владивостоке впервые проходит Международный Тихоокеанский театральный фестиваль. Восемь стран-участников, девять названий, более двадцати показов. Все билеты раскуплены.

Такого масштабного театрального праздника центр Дальневосточного округа еще не знал. Его презентовали в декабре 2019-го, жители с нетерпением отсчитывали месяцы до сентября 2020-го, но форум отложили, вмешалась пандемия. Пролетел год, дважды менялась программа — не открывались границы, и наконец город, университетский, филармонический, с институтом искусств и Оперным домом — Приморской сценой Мариинского театра — встретил Тихоокеанский фестиваль и руководителя Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке Евгения Миронова, чью инициативу поддержал президент Владимир Путин. По сути, фестиваль стал кульминацией программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Содействие оказали Министерство культуры Российской Федерации и Правительство Приморского края.

Автор концепции фестивальной программы — Валерий Шадрин, бессменный руководитель старейшего и крупнейшего в России Международного театрального фестиваля имени Чехова. Его дружная команда — организаторы проекта. Губернатор Приморья Олег Кожемяко, принимавший деятельное участие в подготовке смотра, высоко оценил факт рождения международного форума.

Гостей встретил бархатный сезон с солнечным, почти летним теплом. Сердечное же тепло благодарных актеров стало добавочным бонусом — все они устали вариться в собственном соку, а гастроли сегодня большая редкость. Программа наследует Чеховскому фестивалю и составлена из утонченных событийных живых спектаклей, передающих основные направления и жанры сценического искусства наших дней. Их авторы — представители разных поколений и разных стран, и все они определяют индивидуальные, не похожие друг на друга лица мирового театра.

На открытии выступили ближайшие соседи по Тихоокеанскому бассейну (из Москвы до Владивостока около девяти часов полета, а из Токио — неполных два) — Центр сценических искусств Сидзуока из Японии показал спектакль «Махабхарата — Налачаритам» по мотивам древнеиндийского, самого большого книжного эпоса мира. В нем собраны разные истории: о войнах и политических интригах, семейных раздорах и преданной дружбе. Лет сорок назад знаменитый британский режиссер Питер Брук открыл «Махабхарату» для мирового театра и назвал этот эпос Библией и Шекспиром, вместе взятыми, добавив, что в нем — «ответы на все животрепещущие вопросы жизни» и звучат они «современно и актуально».

Режиссер Сатоси Мияги известен не только на родине, он — любимец и победитель многих международных фестивалей. Мияги, лирик и оптимист, выбрал из множества притч самый трогательный сюжет — о любви короля Нала и принцессы Дамаянти, которые проходят через невероятные испытания, чтобы быть вместе. Современный режиссер переносит действие из Древней Индии в Японию X века — к этому приему прибегают многие авторы. Но что делает только Мияги, так это умело перемешивает приемы традиционной культуры своей страны: рассказчик-сказитель заглянул из театра кабуки, маски заимствованы у театра но, тряпичные фигурки напоминают о кукольных представлениях бунраку, костюмы выполнены по заветам бумажного театра камисибай. К своему прошлому — отношение сосредоточенное и серьезное, но оно приправлено мягкой иронией и доброй улыбкой. И в этом сочетании, пожалуй, секрет обаяния спектакля и его современность. Актеры безукоризненно владеют тонкостью техник — от танцев до сценического боя, среди музыкантов — сплошь виртуозы, все легко меняют жанровые регистры и ни на миг не «отключаются» от ансамбля.

Фаворитом оказался бумажный тигр — этот полосатый хищник попал на афиши и стал эмблемой фестиваля. Кстати, показ спектакля совпал с Днем амурского тигра, который отмечается в Приморье. Этот зверь — символ Владивостока и олицетворение Уссурийской тайги. Два часа длилось счастье созерцания далекой, притягательной и непостижимой японской старины. После спектакля Сатоси Мияги незаметно вышел в фойе и, улыбаясь, провожал зрителей. Эта церемония, кажется, была ему необходима: «Какое-то время мы пребывали в иллюзии стирания границ между странами. Эпидемия снова возвела барьеры и стены. Я чувствую, что некоторые страны начинают дружить друг с другом против кого-то, и это вызывает большие опасения. В таких условиях нужно обязательно использовать любой шанс поближе знакомиться с другими культурами и понимать их».

Два следующих спектакля играли в параллель — в Большом и Малом залах Приморской сцены Мариинского театра, оба поставлены накануне прошлогоднего локдауна и встретились с публикой совсем недавно. Театр имени Шота Руставели привез «Конец игры» Сэмюэля Беккета в постановке мэтра режиссуры Роберта Стуруа, работы которого всегда пленяют авторской мыслью и яркими образами. «Конец игры» — спектакль-предсказание. Катастрофа уничтожила цивилизацию, в живых остались лишь четверо, и их конец близок. Стуруа задумал спектакль задолго до пандемии, и величие таланта оказалось способно предвидеть будущее. Мудрец Стуруа спорит с Беккетом, у ирландского драматурга конец неизбежен, режиссер же протягивает якорь спасения. В последние минуты существования мира звучит Чайковский, Рахманинов и грустные мелодии Гии Канчели — умершего друга, которому посвящен спектакль, а в финале к авансцене идет мальчик со свечой в руках и появляется надежда.

Грузинский спектакль соседствовал с армянской «Пышкой» театра «Амазгаин» имени Соса Саркисяна. На летнем показе в Москве «Пышка» так очаровала элегантным «прочтением» новеллы Мопассана, стильным черно-белым оформлением, сочетанием приемов немого кино, театра мимики и жеста, психологическими подтекстами, что «Культура» поговорила с режиссером Нарине Григорян и узнала немало интересного (газета «Культура», 12.07.2021). Она считает: зрители должны покидать театр с верой, что все истинные желания сбудутся.

Думаю, швейцарский режиссер Даниэле Финци Паска согласился бы с Нарине — он, профессиональный клоун, создает спектакли легкие, изящные, воздушные, построенные на стыке драмы и цирка. Даниэле Финци Паска — мировая знаменитость, постановщик Цирка дю Солей, режиссер закрытия Олимпийских игр в Сочи и церемонии инаугурации органа в «Зарядье». Компания Финци Паски привезла во Владивосток спектакль «Белое на белом». Над подмостками — множество электрических лампочек, подвешенных на разной высоте, в этом светящемся космосе встречаются актриса и рабочий сцены, рассказывают друг другу истории своего детства. Эти истории выдумщика Финци Паски — лекарство от страха и страданий, которых, говорит он, слишком много на земле. «С ними надо бороться, вот и изобрел лекарство, которым делюсь с людьми», — рассказывает режиссер. Когда героиня серьезно заболела, то друг развлекает ее, надев на себя бутафорскую голову гиппопотама, и в эту минуту понимаешь, какая хрупкая жизнь и как помогает театр Финци Паски, который он называет «театром нежности».

Октябрьская программа фестиваля откроется двумя танцевальными спектаклями. Аргентинец Херман Корнехо сочинил «Танго после заката» и посвятил его Астору Пьяццолле. Буэнос-Айрес, город, который никогда не спит, в это время суток становится таинственным и чувственным. Что вытворяют танцовщики-виртуозы, а все они чемпионы мира по танго, словами не передать. Херман же обогащает танго элементами классического танца и акробатики, джаза и рок-н-ролла. Это – тенденция мирового масштаба. Расширяет «знания» своего танца и Патрисия Герреро — «бриллиант фламенко». В своей «Антиутопии» она не только прививает испанскому танцу опыт иных пластических систем, делая фламенко авангардным, безудержным, почти сумасшедшим, но и выстраивает фабулу о непростой женской доле в мире, созданном для комфорта мужчин.

«Под занавес» фестиваля подъедут москвичи с двумя спектаклями, оба — копродукции театров с Чеховским фестивалем и по пьесам Антона Павловича. Раннего шуточного «Медведя» в Центре драматургии и режиссуры поставил его руководитель Владимир Панков. Сочинил в рамках им же изобретенного нового жанра — саундрамы. Соединение комедии с оперой получилось молодым, энергичным, озорным, лукавым. Дуэту главных героев в исполнении Елены Яковлевой и Александра Феклистова вторят оперные «двойники» — Надежда Мейер и Петр Маркин. Пары не противоречат друг другу, каждая своими средствами пытается объяснить то, что анализу не поддается, — природу страстей человеческих. Стихия отличной музыки в блестящем исполнении инструментального ансамбля пронизывает весь спектакль, населенный живыми, смешными персонажами.

«Дядю Ваню» Театра наций владивостокцы ожидают с нетерпением особым, ведь в заглавной роли Евгений Миронов, один из тех, кто совместно с Чеховским фестивалем подарил им такой чудесный праздник. Для режиссера и сценографа Стефана Брауншвейга, руководителя парижского театра «Одеон», это первая работа в России. Он говорит, что мечтал об этом почти 30 лет. Ему досталась отличная актерская команда: Виктор Вержбицкий, Марина Александрова, Надежда Лумпова, Анатолий Белый и, конечно, Евгений Миронов. В них и растворился режиссер, став невидимым проводником между актерами и автором. Текст звучит точно, полностью, без купюр. Спектакль не предусматривает никаких новаций, если не считать таковой место действия — сцена одета в дерево и напоминает финский домик с небольшим бассейном, на героях современная одежда. Течет и утекает жизнь людей, не встретивших своего счастья, звенит их душевная боль. Внутренние терзания и тихая безысходность.

Завершит фестиваль театр современного танца «Модерн Тэйбл» из Южной Кореи. Покажут спектакль — визитную карточку коллектива с непереводимым названием «Даркнесс Пумба». «Даркнесс» — мгла, потемки, а «пумба» имеет несколько значений: «музыкальный стиль», «угнетенное настроение», «уличный музыкант». Все смыслы, как говорит хореограф и руководитель компании Ким Чже Док, важны. Он смещает границы между артистами и зрителями, как и границы между жанрами, увязывает древние традиции с новейшим искусством. Дерзкая и талантливая постановка — срез массовой городской культуры: современные танцы на пределе возможностей человеческого тела, рок-музыка, корейское задушевное пение «пансори». Поют, танцуют, отбивают звонкие ритмы не только на сцене, но и на всех свободных участках зрительного зала. Запредельная энергетика, невероятный темп и отчаянная самостоятельность пластики рождают гипнотический эффект. Гордый и прекрасный танец, просторы которого безграничны, «открывает» неведомую и загадочную культуру.

Понять ее ближе смогут участники мастер-класса, которым Ким Чже Док закроет внушительную образовательную программу, подготовленную Тихоокеанским фестивалем: лекции на актуальные театральные темы, мастер-классы в формате творческих встреч и тренингов — секретами мастерства делятся известные актеры и режиссеры, хореографы и сценографы. Первый Международный Тихоокеанский фестиваль в российском городе-форпосте на Тихом океане выполняет уникальную просветительскую миссию.

На фотографии — афиша спектакля «Махабхарата — Налачаритам». Фотография на анонсе — Александр Куров / пресс-служба Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова.