13.07.2021
В Омске впервые в России поставили спектакль по знаменитой пьесе немецкого писателя Фердинанда фон Шираха «Террор».
Фон Ширах, по образованию юрист, специалист по уголовному праву, взялся за перо в 45 лет и стал звездой немецкой литературы. Британская газета The Daily Telegraph назвала Шираха «одним из самых примечательных голосов в европейской литературе». Он удостоен престижной немецкой литературной награды — премии имени Генриха фон Клейста и немецкой премии в области культуры «Берлинский медведь».
Пьеса «Террор» была написана в 2014 году. Военный летчик Ларс Кох сбивает самолет, который террорист собирается направить на переполненный стадион: 164 человека погибают, 70 тысяч спасены. Летчик оказывается на скамье подсудимых.
По мнению журнала «Шпигель», «Террор» — одна из самых успешных современных пьес. Ее премьера состоялась в Берлине в 2015 году, потом она ставилась более чем в 80 театрах 11 стран мира. А немецкий режиссер Ларс Крауме даже снял по ней телефильм «Террор — приговор выносите вы». И вот наконец на российской сцене состоялась премьера спектакля по этой пьесе под названием «Процесс». Молодой московский режиссер Дмитрий Лимбос сознательно изменил название: акцент сделан на процессе, который становится результатом террора. Получилось символически — ведь процесс идет не только в зале суда, но и в душах людей: судебный процесс и процесс осмысления необратимо изменившегося мира неразрывно связаны.
Спектакль — очень непростой, поскольку вопрос, который в нем поставлен, однозначного ответа не имеет: «Что нужно сделать, чтобы сохранить человечность? Спасти как можно больше человеческих жизней? Либо нужно сохранять до последнего уважение к правам человека и его личности, даже допуская огромные жертвы?» На этот вопрос придется ответить и зрителям — именно им предстоит решить судьбу майора Коха. Они — присяжные заседатели на этом процессе. И даже антракт здесь — перерыв, необходимый прокурору для подготовки обвинительной речи. Происходящее на сцене воспринимается совсем по-иному, когда оказываешься не сторонним наблюдателем, а участником действия, и два часа двадцать минут пролетают незаметно.
Постановка Дмитрия Лимбоса отличается редким лаконизмом и отсутствием того, что принято называть театральностью. Здесь особая драматургия — почти нет действия, только слова. Все происходит в зале суда — пространстве, выстроенном по определенным канонам. События также развиваются по стандартной схеме, которую предполагает судебное заседание. В спектакле почти нет физического действия, только внутреннее — и здесь можно уповать лишь на игру, мастерство актеров. А режиссеру необходимо просчитать все, чтобы держать напряжение. Для Дмитрия Лимбоса это первый опыт работы с подобным материалом. Впрочем, режиссеру и актерам удалось достойно справиться с непростой задачей.
У вершителей правосудия нет имен. Прокурор, элегантная госпожа Нельсон (Мария Долганева) — воплощение Немезиды, в ее голосе звучит металл. Нетерпеливый порывистый адвокат Биглер (Дмитрий Макаров) является ее полной противоположностью. А председательствующий (Татьяна Крылова), по сути бесстрастный арбитр, пытается максимально прояснить обстоятельства события, которое сложно оценить привычными нормами правосудия.
Здесь все стараются держать себя в руках, но в определенный момент дают волю эмоциям. Атмосфера напряжена до крайности. И единственный свидетель Кристиан Лаутербах (Станислав Горенбахер), военный специалист, вдруг начинает вести себя как школьник, который не выучил экзамен.
Главный герой летчик Ларс Кох (Евгений Фоминцев), в начале не сомневающийся в правильности своего решения, в финале уже не выглядит таким уверенным. Особенно после того, как юная вдова Франциска Майзер (Анна Сотникова) выплеснет ему в лицо стакан воды.
Лица персонажей транслируются на размещенных по обе стороны от сцены экранах. Одни сжимают губы, другие отводят глаза. Потому что ситуация неоднозначная и звучат неудобные вопросы. Занялся ли кто-то эвакуацией стадиона? Стал бы Ларс Кох сбивать самолет, если бы среди пассажиров были его жена и сын? Под аккомпанемент клавиатуры секретаря, за массой цифр и разнообразных подробностей возникает картина изменившегося мира, от которой становится не по себе. Хотя история вымышленная, любые совпадения с реальностью случайны.
По ходу воссоздания событий выясняется: многоуровневая государственная система, в которой вроде бы все продумано, оказывается бессильной перед отдельно взятым фанатиком — самолет не удается посадить, на предупредительный выстрел никто не реагирует. Все, от кого что-либо зависит, могут лишь пассивно наблюдать за происходящим, ведь командование попросту не знает, что делать. И летчик решается действовать: «Если я сейчас не выстрелю, погибнут десятки тысяч». А потом оказывается, что пассажиры, возможно, пытались обезвредить террориста.
Виновен ли Ларс Кох? Или… виновных тут гораздо больше?
Черный геометрический рисунок на потолке (художник Федор Шмелькин) слишком напоминает паутину... Или мишень.
Речи адвоката и прокурора одинаково убедительны. На одной чаше весов ценность каждой человеческой жизни, на другой — вполне ясная перспектива остаться беззащитным перед террористами. Потому сделать выбор очень сложно.
— В этом спектакле важно не то, что решит большинство. Главное, что будет поднят вопрос, и каждый придет к какому-то выводу. Мы живем на автомате, думаем, что бессмертны, что нет войны, — констатирует Дмитрий Лимбос.
Этот спектакль — еще одна возможность напомнить о том, что от нас на самом деле зависит очень многое. И что от непростого вопроса, как жить в мире, где еще вчера бывшее немыслимым стало реальностью, сегодня никуда не деться.
Фотографии предоставлены театром «Пятый театр».