18.06.2021
Залихватская «Фолия» на сцене Театра имени Моссовета замыкает первый цикл фестиваля. Его блистательным началом стал спектакль испанской компании «Фура дель Бауш» по оратории Йозефа Гайдна «Сотворение мира», созданный в содружестве с российскими музыкантами. Испанское фламенко подхватило эстафету: в страстной и нежной «Антиутопии» Патрисия Герреро представила судьбу своей героини, бросившей вызов сложившимся законам мира. Аргентинская труппа танцовщика и хореографа Хермана Корнехо представила посвященное Астору Пьяццолле «Танго после заката». В это время суток все вокруг становится интимным и таинственным — и артисты свои чувства не укрощали, танец «рассказывал» истории открыто, без лукавого лицедейства, сгустки энергии летели в зрительный зал. Все увиденные спектакли — зрелища невероятно яркие, все — под живую музыку и с фантастически виртуозными артистами.
«Фолию» (в переводе — безрассудство или двойная игра) задумал и осуществил обаятельный Мурад Мерзуки. В России он не впервые и всегда помогает рецензентам, охотно рассказывая о себе. Родился во Франции, по крови — марокканец. В детстве серьезно занимался в цирковой школе, осваивал восточные единоборства. В подростковом возрасте его увлек соревновательный дух хип-хопа, а к шестнадцати годам он твердо определился с делом жизни — решил адаптировать дворовую молодежную культуру к законам сцены. Себя хореограф справедливо называет философом, считая хип-хоп мировоззрением: «Хип-хоп — особое средство общения и здоровый танец, рожденный на улице и открытый для всех, а сцена так нуждается в здоровом искусстве. В хип-хопе — юношеский максимализм, щедрость, выдумка и любопытство».
Частое слово в лексиконе Мерзуки — «вызов». Вызовом он называет и приезд в «прекрасную Россию, где самые тонкие ценители искусства», и свою приверженность к мультидисциплинарным постановкам. Во всех он соединяет хип-хоп с другими вселенными и получаются какие-то эксклюзивные «сплавы». В спектакле с непереводимым названием Yo Gee Ti французские танцовщики работали с мастерами восточной акробатики. В «Вертикали» артисты, привязанные на резиновых лонжах к установленным плоскостям, осваивали полеты. А были еще пересечения с боевыми искусствами и цифровыми технологиями.
В «Фолии» Мерзуки объединяет хип-хоп с барочной музыкой, и это сближение кажется странным только поначалу. У понятия «фолия» несколько смыслов. Один из них — музыкальная форма в старинной западноевропейской традиции. Фолии расцвели в период барокко. Их сочиняли Люлли и Корелли, Вивальди и Скарлатти. К ним обращался и наш Сергей Рахманинов. Фолиями именовали и танцы — стремительные, бодрые, жизнеутверждающие, их исполняли на площадях, во время карнавалов. Так что «уличная прописка» и пылкий нрав роднят стародавние фолии и сегодняшний хип-хоп.
Спектакль Мерзуки представляет продюсерская компания «Поль ан Сен», сама труппа называется Кафиг (kafig — клетка), ей 25 лет. Образ замкнутого клеточного пространства возникает и на сцене. В самом начале из туманной полутьмы выплывает круглая келья, она разворачивается к публике своим открытым боком, и в ней оказывается гитарист, наигрывающий мелодию старинного танца. На планшете сцены, усыпанном серыми матовыми резиновыми шарами, лежат 12 танцовщиков. Иногда они приподнимаются, прыгают на мячи, перекатываются по ним и вновь падают на подмостки, их руки ощупывают землю, словно хотят запомнить ее тепло. Вскоре в их руках появляется не монохромный шар, а цветной «глобус», который они достаточно небрежно перекидывают друг другу до тех пор, пока он не лопается, превращаясь в горстку пепла. Возникает смысловая символика, прекрасный в своей наивности образ, осмысленное художественное высказывание. Земной шар в руках людей беззащитен, и не стоит забывать, что наша планета — хрупкая. Грустное предостережение и страшное пророчество оставляет лишь невысокий батут как островок суши, потом он наклонится, и испуганная девушка в бардовом сарафане будет искать шаткое равновесие, чтобы удержаться на поверхности и не рухнуть в бездну.
Лукавый Мерзуки не торопится развивать внутренний сюжет, дает зрителям возможность задуматься о развитии цивилизации и насладиться прекрасной и тревожной атмосферой. В глубине колышется прозрачный занавес, за ним — оркестранты; бегут ввысь к колосникам огоньки, напоминающие то свечи люстр старинного зала, то мигающие в небе звезды. На музыкантах — стилизованные под XVIII век алые кафтаны, расшитые «золотой нитью», на их лицах следы белил и румян. На танцовщиках же — современная молодежная одежда: брюки на подтяжках, рубашки, юбки. Соединяет времена сопрано Хитер Ньюхаус, на которой модного кроя брючки и старинный камзол. Она — участник действия, ее голос звучит и с авансцены, и летит свысока, когда танцовщики несут ее на вытянутых вверх руках, и не вибрирует, когда она переступает по согбенным спинам хип-хоперов. Появится на сцене и сам композитор, дирижер, руководитель ансамбля Concert de l’Hostel Dieu Франк Эмманюэль Конт, который считает, что творческое безумие — это то, чем руководствуются художники.
Хип-хоповское безумие начинается, утверждая простую мысль: пока живем, нужно радоваться, а не тратить время на дрязги и конфронтации. Пляски на руках и вращения на головах, сальто с места и с разбега. Трюки идут под шквал аплодисментов, и кажется, что для каждого участника эта радостная вакханалия — не игра в театр, а жизнь, праздничная, безудержная, единственная. Безрассудные танцы, босоногие и отчаянные, вдруг, мимоходом, встречаются с классикой. На ногах двух заводных девушек оказываются пуанты и барышни разыгрывают уморительно смешной фрагмент: они по-балетному лихо встают на кончики пальцев, а их тела не подчиняются «академическому чистописанию» — они дерзко вибрируют, согласно внутренним ритмам хип-хопа.
«Под занавес» — высокий темнокожий танцовщик в одежде суфийского проповедника долго-долго кружится на одном месте, и на его белоснежную, летящую параллельно подмосткам юбку падают театральные снежинки. Полная гармония. Начало не предвещало такого оптимистичного финала — лица всех зрителей сияют счастьем. Секрет прост — Мурад Мерзуки повернул время вспять. Ведь когда-то фолия прошла путь от легкомысленной тарантеллы к торжественной сарабанде. Хореограф выбрал обратный ход, придумав ясный спектакль, объединяющий людей, страны, культуры.
Программа Чеховского фестиваля претерпела изменения — из-за пандемии и закрытых границ перенесены на осень выступления восточных трупп. Программа на июнь-июль включает спектакли трех закавказских республик — событие долгожданное. Государственный театр «Амазгаин» имени Соса Саркисяна из Армении 26 и 27 июня порассуждает о патриотизме, истинном и мнимом — «Пышку» по новелле Мопассана поставила режиссер Нарине Григорян. Грузинский театр имени Шота Руставели покажет свою недавнюю премьеру — «Конец игры» по пьесе Сэмюэля Беккета, сценическую версию сочинил легендарный режиссер Роберт Стуруа (30 июня, 1, 2 июля). Ансамбль Алима Гасымова из Баку познакомит зрителей с искусством мугама — театрализованную музыкальную композицию «Мир воздвигнут на любви» на стихи древних персидских поэтов можно услышать 3 и 4 июля. Французская компания «Руки, ноги и голова тоже» 14, 15, 16, 17 июля приглашает на «Высокие плато» — спектакль о том, что даже сильно пострадавший мир может возродиться из руин. В этом не сомневается автор постановки, акробат и режиссер Матюрен Болз. С расписанием на август и осень торопиться не будем, хотя надеемся, что коронавирус не смешает карты в выстроенном пасьянсе.