30.03.2013
«Днем с двенадцати до четырех с половиной часов — на репетициях, и вечером от восьми до двенадцати ночи — на спектакле», — описывал быт артистов Станиславский. Скоро к такому графику вернутся современные актеры. Мера принята исключительно для удобства зрителей, вот только сработает ли?
Департамент культуры Москвы в порядке рекомендации предложил своим подведомственным театрам перенести на более позднее время уже премьерные спектакли мая. Со следующего сезона константа «19:00» станет переменной, причем непредсказуемой. Неразберихи не избежать. Во-первых, реформа не затронет Большой и Малый, МХТ, РАМТ, «Сатирикон» и другие федеральные учреждения. Во-вторых, театры, до которых нововведение все-таки доберется, перенесут на восемь лишь часть спектаклей. К примеру, в «Маяковке» в майском эксперименте примет участие только одна постановка, все остальные премьеры этого сезона идут более трех часов, и начинать их позднее неудобно — и для актеров, и для зрителей.
Тем временем чувствительные к спросу антрепризные компании давно приспособились начинать представление в полвосьмого или восемь вечера. На Малой сцене в Театре имени Вахтангова и на Другой — в «Современнике» последний звонок звучит в 19:30. «Гоголь-Центр», Центр имени Мейерхольда, «Практика» приглашают зрителей к восьми. Но все это — лишь исключения из привычного правила.
Сегодня спектакли не задерживают разве что в патриархальном Малом. В остальных театрах занавес открывается в четверть восьмого. «Зрители сейчас приходят в зал после третьего звонка, просто потому что они неорганизованные. Перенос на час от невоспитанности не спасет. Думаю, что и в восемь часов я буду слышать со сцены, как пробираются опоздавшие», — рассуждает актер «Табакерки» Сергей Угрюмов. Правда, далеко не все зрители согласны с таким мнением. «Если рабочий день до семи, то надо нестись колбасой, чтобы хоть куда-то успеть. Поэтому многие даже не рассматривают предложения на будние дни, — рассказывает Катерина, распространитель билетов со стажем, — А насчет неразберихи все и так спрашивают каждый раз, во сколько начало. Многие ведь в первый раз в театр собрались...»
Но если перенос спектаклей на восемь вечера и станет для трудоголиков стимулом ходить в театр, артистам такая реформа удобства не добавит. Говорит актер «Маяковки» Алексей Фатеев: «Сейчас спектакли становятся все длиннее, многих зрителей поздние представления могут и отпугнуть. Некоторые живут далеко, в Подмосковье. К артистам это тоже относится. А на следующее утро — работа, детей в школу вести... И еще вопрос: что делать нам, актерам, с увеличившимся перерывом между репетицией и выходом на сцену? Не понимаю, зачем нужна вся эта суета: то время на летнее меняют, то спектакли двигают».