То ли люди, то ли куклы

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

29.03.2013

В Москве прошел Международный фестиваль камерных театров кукол — девятый по счету. Этот «междусобойчик» впервые шагнул за пределы сугубо профессионального смотра, открыв частным труппам доступ к широкой публике.

Фестиваль «Московские каникулы» задумывался как подспорье для камерных театров — столь популярных в Европе и незаметных у нас. Разбросанные по стране и варящиеся в собственном соку, они наконец получили возможность хотя бы увидеть друг друга и почувствовать, что не одиноки.

Нынешние «Каникулы» собрали 16 постановок из семи стран. Площадка клуба «Мастерская», на пять дней ставшая полигоном для кукольников, была заполнена чадами в возрастной категории от нуля и выше, лишь изредка публика разбавлялась профессионалами.

Открывал «Каникулы» студенческий театр Харьковского национального университета искусств. В лирической комедии «Прикосновение» главное — руки, филигранно разыгрывающие этюды. Закрыл фестиваль испанский театр «PLUS», поставив самую жизнерадостную точку, которая только могла быть. Спектакль «Очень вкусно» — некое подобие «Маппет-шоу». Историю, приключившуюся ночью с «жителями» холодильника, сопровождают уморительные музыкальные номера: вальс и канкан в исполнении салата латук, цыганочка с выходом от зеленого лука и прочие выкрутасы.

«Гастрономические изыски» так пришлись по вкусу публике, что спектакль едва не стал триумфатором фестиваля. Однако так называемый «Приз коллег», вручаемый по итогам голосования участников, ушел к словацкому театру «Piki» за постановку «Девять месяцев». Шедевр в исполнении актрисы и режиссера Катарины Аулитисовой рассказывает, откуда все-таки берутся дети. Жизнь мамы и эмбриона показана просто и смешно, будто более детской истории и быть не может. «Ко мне придут гости!» — радостно кричит обитатель живота перед походом к гинекологу. Превращается в снеговика, когда мама ест мороженое, или припадает к специальному кранику, если она пьет молоко. А когда приходит время появиться на свет, со всей ответственностью заявляет: «Я не сумасшедший, чтобы рождаться в такую погоду!»

Не менее забавной получилась северная сказка «Кто на свете всех сильнее» в постановке кисловодского театра «Да-дА». Спектакль — собрание визуальных находок и вполне вербальных шуток. Среди прочего здесь можно узнать, как поступить, чтобы увидеть тундру: взять белый лист бумаги, зажмуриться, приложить его к лицу и открыть глаза. «Что вы видите?» — спрашивает актер у зрителей, проделавших фокус. «Тундру!» — дружно орут родители и дети.

Совершенно взрослый взгляд представил оренбургский «Новый театр». «Путешествие по временам года» — ностальгическое странствие по детству и по канувшей в лету стране. Тут и самая желанная игрушка давно ушедшей эры — гэдээровская железная дорога («Да!» — кричат из зала папы). И неосуществленная мечта — «Катюша», что стреляла резиновыми присосками. Деревенские шалости, бабушка («Кому русским языком толкую — быстро домой!»), сомневающаяся школьница («Сегодня он дал мне учебником по голове: не могу понять, нравлюсь я ему или нет») — все вместе рождает щемящее ощущение утраченного времени.