22.03.2013
Смущенные зрители за круглыми столиками в буфете то и дело озираются: «А где сцена?» Ни декораций, ни театрально-торжественного затемнения перед спектаклем. К барной стойке, где только что мой сосед покупал кофе, выходит девушка, явно взволнованная, и, запинаясь, скороговоркой читает стихи. «Мы, кажется, не туда попали», — с крайних мест уже поглядывают на гардероб. Но тут поэтесса невесть откуда достает меч и угрожающе направляется в зал, бесцеремонно расталкивая сидящих. Буфет погружается в лиловое сияние, и сквозь прозу жизни пробивается фантасмагория, путь которой торят стихи и разной степени правдоподобности истории, рассказанные Еленой Шварц. Отличить вымысел от правды почти невозможно. Поэтесса говорит о буддистском монахе, возложившем на нее миротворческую миссию, и тут же снижает пафос, бойко накачиваясь коньяком в том же буфете. Рифмуя физиологию с тонкой лирикой, она рассуждает со свойственным поэту эгоизмом об одиночестве и равнодушии мира, о литературе и глухих к творчеству слушателях.
Экспрессивное повествование порой балансирует на грани сумасшествия, но в исполнении Яны Савицкой в этот рассказ сложно не поверить. «Вся моя жизнь — чудесный случай и таинственный сон. А таинственнее всего чудесного — стихи», — писала Елена Шварц. Ее поэзия так и останется загадкой, а спектакль оставит ощущение, что вспышка откровения, ослепив зрителя, ловко скрыла в тени невидимую сторону жизни.
«ВИДИМАЯ СТОРОНА ЖИЗНИ»
«Театр на Спасской», Киров. По Елене Шварц
В рамках фестиваля «Золотая маска»
Режиссура: Борис Павлович и Яна Савицкая
В ролях: Яна Савицкая