15.03.2013
О СЕБЕ:
Театр я полюбил с детства. Еще в 1925 году в подмосковном поселке Дарьино группа детей решила своими силами поставить спектакль. Для постановки выбрали театральную сказку «Любовь к трем апельсинам» Карло Гоцци. Ребятам выпало редкое счастье: в этом же дачном поселке отдыхал тогда величайший мастер русского театра Константин Сергеевич Станиславский. Его заинтересовал детский спектакль; он пришел на репетицию, дал нам много полезных советов. Спектакль получился веселый, интересный. Ставил спектакль старший из ребят Гриша Кристи (впоследствии ближайший помощник и ученик К.С. Станиславского). А злую ведьму в спектакле пришлось играть мне. Спустя двадцать лет на тему сказки «Любовь к трем апельсинам» я написал комедию для детей «Смех и слезы».
АЛЕКСЕЙ БОРОДИН:
В нашем театре (раньше — Центральный детский) поставили десять пьес Сергея Владимировича. Спектакль «Сомбреро» не сходил со сцены сорок лет. Так что Михалков считался своим автором, часто бывал у нас, к нему подбегали дети и здоровались: «Здравствуйте, Самуил Яковлевич!» Путали с Маршаком, но обожали.
ПОЩЕЧИНА ЦАРИЗМУ
В 1973 году Георгий Товстоногов ставил в «Современнике» остро сатирическую «Современную идиллию» Салтыкова-Щедрина. Крамольный спектакль было решено прикрыть авторитетом — инсценировку заказали Сергею Михалкову. На генеральной репетиции присутствовали сотрудники идеологического отдела ЦК. Когда опустился занавес, в зале повисла угрожающая тишина. «Давно царизм не получал такой пощечины!» — спас ситуацию Сергей Михалков. «Балалайкин и Ко» шел на сцене «Современника» пятнадцать лет.
«КАФЕДРУ» НА СЦЕНУ!
Драматург Валерия Врублевская вспоминает, как Сергей Михалков помог выпустить ее пьесу «Кафедра». Спектакль пытались замолчать. За два дня до премьеры в Театре имени Леси Украинки на весь Киев не было ни одной афиши. Тогда Врублевская обратилась к Михалкову. Уже на следующий день писательница разговаривала по телефону с первым секретарем ЦК КП Украины: «Может, нужны какие-то рецензии, статьи?» — раздалось в трубке. А через пару часов весь город был увешан афишами. После премьеры пьесу ждала завидная судьба, она шла в сорока городах Союза.
ДЕБЮТНЫЙ СПЕКТАКЛЬ
Первой профессиональной постановкой драматургического дебюта Сергея Михалкова, пьесы «Том Кенти», стал спектакль московского ТЮЗа в 1938 году. Роль подростка исполнила Валентина Сперантова. На премьере побывал Бернард Шоу. После спектакля за кулисами он потрепал по щеке «мальчика-актера». «Сэр! Это дама, и у нее есть дочь», — рассказали драматургу работники театра. Шоу был сражен, встал на одно колено и поцеловал артистке руку.