Что же, Арлекин он, видно, неплохой

Евгения КРИВИЦКАЯ

05.03.2014

В Детском музыкальном театре имени Наталии Сац поставили «Маленького Арлекина» Карлхайнца Штокхаузена.

На прозрачном занавесе-экране мимо экзотических растений проплывают фантастические рыбы, гигантский глобус перемещается по периметру сцены, а в финале космический корабль, высадивший героев на Землю, вновь уносит их сквозь мириады звезд…

Идея познакомить детей с абстрактной музыкой немецкого авангардиста XX века Штокхаузена сначала показалась довольно абсурдной — все равно что вместо сказок читать ребенку на ночь Достоевского. Но, как доказал «Маленький Арлекин», при наличии эффектного видеоряда и понятного пластического рисунка музыка воспринимается как дополнение к визуальным образам.

Даже самые замысловатые, атональные рулады кларнета не смогли отпугнуть юную публику: ведь издавались они загадочным существом — то ли Арлекином, то ли пришельцем из космоса. Обладающая не только виртуозностью, но и уникальной координацией Мэрве Кацокуглу чего только ни делала во время игры на кларнете: выгибалась в разные стороны, притопывала ногами, свободно перемещалась по всему пространству Малого зала. Комичные, а порой угрожающие фразы кларнета и альта (Александр Митинский) в последующей сценке «Лист и дождь», воспринимались как речь на незнакомом языке. Выразительность интонации расшифровывала смысл через жест и игру артистов.

В основу второй части спектакля легли фрагменты грандиозной мистерии «Свет». Рассказать юным зрителям притчу о сотворении мира, об Адаме и Еве, о борьбе Света и Тьмы взялась интернациональная команда «Ла Фура дельс Баус» во главе с режиссером Карлосом Падриссой, который славится своими символическими действами на мифологически-магическую тематику. В прошлом году в Валенсии Падрисса с помощью мультимедийных технологий поставил тетралогию «Кольцо Нибелунга» Вагнера. Так что Штокхаузен, называвший себя «композитором Галактики» и считавший музыку «дыханием Бога» и формой космических вибраций, вполне для него подходит.

Перед зрительской зоной повесили прозрачный экран-сетку, словно позволив публике подглядеть в щелочку параллельный мир, где в стиле хайтек разворачивается схватка Архангела Михаила (трубач Пол Хубнер) с Люцифером (тромбонист Егор Павлов) и гигантским Драконом-трансформером. На экране пляшут языки пламени, придавая сказочной истории космогонический характер.

Копродукция театра имени Сац (в спектаклях участвуют солисты оркестра), венской «Ташеноперы», оперного театра Граца и Баварской государственной оперы — уже не первый опыт переноса готового европейского спектакля на сцену Детского музыкального. Прежде сюда десантировался британский «Пиноккио» современного композитора Джонатана Доува. Позиция худрука театра Георгия Исаакяна известна: «Мы идем против тренда. Рынок подталкивает нас к коммерциализации, предлагает ставить что-нибудь легонькое и тупенькое, чтобы никто не напрягался. Мы отвечаем: давайте мы лучше покажем Штокхаузена… Дети не знают, что это сложно, — и с удовольствием слушают…»

Остается лишь пожалеть, что оригинальный проект не останется в постоянной афише театра, но, как и его герои, мелькнет яркой звездочкой и улетит в иные страны.