В Башкирском государственном театре оперы и балета состоялась премьера оперы Моцарта «Школа влюбленных, или Так поступают все женщины».
Опера создана более двухсот лет назад, но живет не только из-за музыки, что на все времена, но — не в последнюю очередь — благодаря вечным темам: любовь, верность, измена, ревность. Создатели нынешней «Школы влюбленных» — музыкальный руководитель и дирижер Артем Макаров (Уфа), режиссер Георгий Исаакян (Москва), художник Хартмут Шергхофер (Австрия), хормейстер Эльвира Гайфуллина (Уфа) — нашли в классической партитуре аллюзии на современность. Чтобы сократить временную дистанцию, режиссер отправляет героев в колледж, одевает их в футболки, шорты, мини-юбки и такими предъявляет зрителю.
Сюжет почти стереотипен: взаимоотношения мужчины и женщины, где все хрупко и может легко разрушиться от невольной ошибки или оплошности. А уж умышленные провокации и вовсе способны привести к печальной драме. Убежденный холостяк Альфонсо пытается уверить своих друзей Гульельмо и Феррандо, что их невестам — сестрам Фьордилиджи и Дорабелле — нельзя доверять: как все женщины, они непостоянны. Женихи уверены в обратном и заключают с приятелем пари, не предполагая, чем рискуют… Поначалу проверка выходит забавной и даже смешной, друзья входят в раж и выставляют перед наивными девицами новые ловушки. Но когда те, поддавшись искушению, все-таки отвечают на ухаживания симпатичных «арабов» — переодетых женихов, комедия оборачивается драмой.
Оперный рассказ Исаакяна, рискнувшего выпустить премьеру с начинающими певцами, многие из которых только приняты в труппу, получился художественно насыщенным, цельным и довольно динамичным. Оркестр под управлением Артема Макарова завораживает поистине моцартианской легкостью.
Оперу исполнили на русском языке, сознательно пожертвовав, что называется, международной конвертируемостью спектакля в угоду сиюминутному отклику местного зрителя: реакция остается живой и энергичной от начала и до конца спектакля. Правда, опера, воспевающая женскую натуру, в Уфе получилась о натуре противоположной. Этот спектакль вполне можно было назвать «Так поступают все мужчины».