Премьера в МХТ: Василий Бархатов представил забытую пьесу Ульриха Пленцдорфа.
На его счету — десяток опер, поставленных на престижнейших сценах страны, но ярлык «выскочки» все еще держится. Тем временем, «Новые страдания юного В.» стали уже третьим опытом юного В. Бархатова в немузыкальном формате.
В драматическом театре режиссер зарекомендовал себя как отъявленный романтик. Премьере на Малой сцене МХТ им. Чехова предшествовали спектакли по Шиллеру, сейчас он берется за интерпретацию Гёте. Вот только на этот раз мятежному духу литературы «Бури и натиска» режиссер предпочел постмодернистскую пьесу автора века ХХ. Ульриху Пленцдорфу классический сюжет послужил лишь отправной точкой для новой истории.
Главный герой, Эдгар Вибо (Александр Молочников), отличник и примерный сын, убегает из дома и тесноты провинциального немецкого городка в Берлин. Гонится ли подросток за романтической идеей стать вольным художником, как позабывший его отец (Евгений Миллер), ведом ли юношеским максимализмом, но мы обнаружим современного Вертера бродягой и бездельником, поселившимся в заброшенном доме. В университет начинающего антиглобалиста не приняли — не оценили его художественных творений: винтики, гайки и прочий мусор под замысловатыми названиями. Вот и остается непризнанному гению довольствоваться свободной жизнью обаятельного повесы.
Из книг Эдгар признает только две: «Робинзона Крузо» и «Над пропастью во ржи». Но в новом жилище на глаза попадется потрепанный томик Гёте. «Страдания юного Вертера» сначала послужат туалетной бумагой беззастенчиво оголяющемуся на сцене нигилисту, а потом перевернут всю его жизнь, заставив повторить судьбу литературного героя: Эдвард так же безнадежно влюбляется в уже помолвленную ровесницу (Нина Гусева), которую окрестит вслед за Гёте Шарлоттой. Трагедия эпохи романтизма переселяется в будни 70-х, превращаясь в производственную драму, только вместо красивого самоубийства — глупый несчастный случай.
На сцене — конструкция почти симметричная зрительному залу: несколько рядов трибун разворачиваются веером. Но отливающая хромом декорация скорее напоминает лавку древностей, в которой выставляются музейные экспонаты. Здесь найдется и стиральная машина с вертикальной загрузкой, и навершие с флагштока с серпом и молотом, и старые проигрыватели. На сцене дружно занимаются зарядкой счастливые маляры под бравурную «Эй, товарищ, больше жизни!» И почему эти «Страдания…» называются новыми?
Больше жизни спектаклю прибавляют разве что задор молодых актеров и милые сахарно-сиропные сцены. Вот непонятый художник, повторяя фокус Остапа Бендера, обводит маркером на картоне силуэт возлюбленной. Или Шарлотта встречает жениха (Артем Быстров) с охапкой надувных шаров, которые лопаются, зажатые в страстных объятьях.
В беспрестанное движение по кольцу вписаны судьбы, повторяющие друг друга. Сын шагает по стопам отца, а тот повторяет путь ребенка, жизнь напоминает собственную пародию. Увы, спектакль, похожий на карусель, оборачивается по кругу, замкнувшемуся где-то давно и далеко, в гэдээровском Берлине.
«Новые страдания юного В.»
МХТ им. Чехова
Ульрих Пленцдорф
Режиссер Василий Бархатов
Сценография: Зиновий Марголин
В ролях: Александр Молочников, Нина Гусева, Евгений Миллер, Полина Медведева, Артем Волобуев, Артем Быстров, Валерий Хлевинский