Машков опять поставил на 13

Анна ЧУЖКОВА

23.01.2014

?р Машков восстановил свой знаменитый спектакль «№ 13».

Из яркой шотландки занавес, декорации и костюмы. Зрителям раздают розовые очки в алой оправе, а билетеры надевают нарядные шарфики. Здесь уверены, красный — счастливый, как и чертова дюжина. «№ 13», поставленный в 2001-м, стал самым кассовым в театре. Отвергнутая критиками, постановка крепко полюбилась публике. Сегодня далеко не бедный МХТ решил повторить успех.

Сюжет комедии Рэя Куни завязан на четырех составляющих: он, она, окно, покойник. Кстати, под таким названием эта пьеса идет на большинстве российских сцен. Из четырех членов уравнения окно — константа, прочее — переменные. Поставь в спектакль любого актера, и в зале будут смеяться. Что, собственно, и проделывают регулярно наши театры. Хотя, надо признаться, последнее время все реже. Уже и не модно как-то.

Куни развивает фабулу заезженного анекдота — начальник соблазняет секретаршу — в запутанную комедию положений. Пикантную сцену прерывает неожиданное появление покойника. Неизвестный пытался влезть в окно гостиничной комнаты № 13, но его оглушила упавшая рама. Далее — судорожные, но тщетные попытки избавиться от трупа, при этом сохранив в тайне адюльтер.

Для «№ 13D» актерский состав сменили почти полностью. В образе обстоятельного помощника премьер-министра вместо Авангарда Леонтьева теперь Игорь Верник с пластикой диснеевского похотливого волка. Кричит, краснеет и потеет, пытаясь угнаться за динамичным сюжетом. До забитого секретаря чиновника дослужился официант Сергей Угрюмов. Его Джордж Пигден и шагу ступить не смеет без дозволения мамаши — не то что в такую историю вляпаться. Новой секретарше — Паулине Андреевой — в очаровательном неглиже играть не нужно вовсе, за нее это делают шикарные ноги и выразительный бюст. Ее ревнивца-мужа Игоря Золотовицкого сменил монструозный байкер — Станислав Дужников. Настоящая машина для убийства — дым из-под колес, угрожающая комплекция и неукротимая ярость. А еще премьера — отличный шанс увидеть Ирину Пегову в нижнем белье. Ее Машков пригласил на роль страстной монашки — сиделки для миссис Пигден. В общем, «№ 13D» — совершенно новый спектакль под тот же зажигательный джаз. Даже вместо уборщицы — квартет чистоты из звонко щебечущих китаянок. И только тело мужское средних лет по-прежнему принадлежит Леониду Тимцунику, а гостиницей, как в былые времена, заведует Сергей Беляев. Неизменными остались и декорации Александра Боровского.

В режиссуре Машкова комедия получилась буквально искрометной. В номере 13 барахлит проводка, взрывается радиола, то и дело мигает свет, люстры трясутся и звенят. Юмор уморительный — тоже в прямом смысле слова: человека, не готового смеяться над трусами в сердечко и прочими милыми скабрезностями два с половиной часа, спектакль уморит до зевоты.

Впрочем, откинув ханжество, стоит признать: вторая версия «№ 13» получилась куда более зажигательной. Здесь больше музыки, спецэффектов (под занавес даже зачем-то покажут мультик про чайку, прилетевшую из Лондона в Камергерский переулок) и выдумки, а костюмы стали сексапильнее. Не порно, но задорно. Спектакль скроен ладно и профессионально, как бродвейский мюзикл. Каждый трюк отрепетирован, каждый шаг тщательно продуман. Комедия летит с нарастающим темпом, будто снежный ком с горы, ни разу не угодив в яму. И лишь в финале, разбившись о хэппи-энд, этот разухабистый «снеговик» взрывается искрами. И дарит широкому зрителю праздничное настроение, а более взыскательному — вздох облегчения.