Позывной «Фиалка»

Евгения КРИВИЦКАЯ

21.01.2014

В Большом зале консерватории Госкапелла показала «Фиалку Монмартра».

«Карамболина, Карамболетта», — распевала знойная красотка Нинон в алом платье а-ля Кармен, оттирая скромницу Виолетту от художника Рауля. Кто не знает героев популярной оперетты Имре Кальмана, долгие годы приходивших во все дома с телевизионным фильмом «Под крышами Монмартра»? А вот посмотреть «Фиалку» в театре вряд ли получится: в столице она давно не идет, и даже видеоверсий спектаклей не существует — ни в России, ни в Европе. Так что поклонники «легкого» жанра получили эксклюзивный подарок от Валерия Полянского, решившего расширить репертуар Госкапеллы и к опере в концертном исполнении добавить оперетту. 

Получилось отменно: история про цветочницу Виолетту, ставшую в конце концов примадонной театра Водевиль, а также про капризницу Нинон, соблазнившую самого Фраскатти, министра изящных искусств, вышла динамичной и не без шпилек в сторону современных нравов. Вместо статичных концертных выходов (встал у авансцены, спел, ушел) разыграли непринужденную пьеску со смешными комментариями и диалогами. 

Превращая Большой зал консерватории в театральную площадку, Петр Татарицкий — автор сценической версии текста — эффектно режиссировал мизансцены, переключая внимание публики на ближние и дальние планы. Он же блестяще исполнил роли Пьера де Бруйара-Ведущего и того самого Фраскатти. Куплеты про любовь к кавалерии и лошадям — ведь министра бросили на изящные искусства из военного ведомства, —сопровождаемые забавными коленцами, снискали, кажется, наибольший успех у публики, с энтузиазмом аплодировавшей брутальному жокею.

Богемная троица — Анри, Рауль и Марсель — свободно фланировали по залу; мрачная личность Дюруа (Владимир Сизов) — проныры-секретаря министра — наводила ужас на окружающих, включая дирижера. Маэстро Полянский с удовольствием включался в общую игру, не впервые демонстрируя свой драматический талант. 

Весь вечер услаждали слух роскошные мелодии Кальмана, умевшего гениально выразить любовные грезы и надежды на счастье. Состав певцов подобрался на редкость удачный: степенный баритон Кирилл Филин — композитор Анри, голосистый Максим Сажин — юркий поэт Марсель, более сочный по тембру тенор Олег Долгов — художник Рауль. Каждый выход Нинон (Анна Новикова) заставлял зал вздыхать: то она в розовом с блестками платье с боа, то — в лиловом… Так что восклицание министра: «Ах, какая женщина», вовсе не воспринималось речевой фигурой.

Анастасии Привозновой удалось создать портрет наивной простушки Виолетты, чуть однообразной по эмоциям, но завоевавшей расположение слушателей качеством голоса с исключительно звонкими верхними нотами. В выходной арии она соревновалась с флейтой, успешно «перепев» ее и заставив вспомнить «цирковые» трюки алябьевского «Соловья». В этой истории в примадонны рвались все женщины, даже консьержка мадам Арно (Виктория Смольникова), вовсю кокетничавшая с молодыми повесами Монмартра.

Оркестр и хор Госкапеллы не довольствовались скромной ролью аккомпаниаторов, но создавали атмосферу — то волшебную, манящую в мир любви, то напряженно-мрачную, как в сценах с хозяином кафе (Руслан Розыев), тиранящим Виолетту.

Оперетте, разрывающейся между музыкой и драматическим театром, всегда чего-нибудь недостает для вольного и высокого полета. Умеющие петь — заплетаются в диалогах, обладающие органикой драматических артистов — киксуют в вокальных руладах. На сей раз удалось добиться гармонии и взлететь.