Одна глава хорошо, а две лучше

Анна ЧУЖКОВА

28.12.2012

На Малой сцене Театра имени Вахтангова представили спектакль «Игры одиноких» по пьесе Нила Саймона «Глава вторая».

Нил Саймон — признанный мастер кассовой комедии. Его перу принадлежат не только драматический «Билокси-блюз», взрастивший несколько поколений актеров «Табакерки», но и легкомысленные комедии, которые пользуются неизменным спросом у зрителя. Имя драматурга на афише, как правило, сулит хорошие сборы, и этим московские антрепризы и театры охотно пользуются. В Театре Пушкина идет «Босиком по парку» под режиссурой Евгения Писарева, в «Маяковке» до недавнего времени Саймон был вообще одним из любимых авторов: «Развод по-мужски» («Странная пара»), «Банкет» и та же самая «Глава вторая», правда, из репертуара уже выпавшая.

Американский драматург пьесы кроит профессионально, по прагматичным лекалам Бродвея и Голливуда: роли под звезд, любовная интрига обостряется неловкими смешными ситуациями, нехитрая житейская мудрость вроде «стерпится-слюбится» и неизбежный хэппи-энд — так, чтобы, смахнув слезу умиления, довольный зритель вынес вердикт: «Жизненно».

Свадьбы, разводы, измены, интрижки: история «Игр одиноких» банальна и, вероятно, «тем и интересна, что очень знакома» — объявляет сопроводительный текст на сайте театра. Два надтреснутых сердца должны составить счастливый союз: вдовец Джордж Шнайдер (Андрей Ильин), потерявший вкус к жизни, и переживающая депрессию по случаю недавнего развода Дженнифер Мелоун (Елена Сотникова). «Писатель и актриса — прямо как у Чехова». Правда, классик, пожалуй, такую аллюзию в свою сторону вряд ли бы оценил. Связать судьбы двоих несчастных помогают брат Джорджа, неунывающий бабник Лео (Андрей Зарецкий), и подруга Дженнифер — Фей (Ольга Тумайкина). Они же составляют вторую пару.

Две любовные линии и юмор от короля американской комедии — казалось бы, налицо все доводы сделать спектакль ярким и завлекательным. Но почему-то пьеса с явной заявкой на кассовость играется на Малой сцене, где действию всячески навязывается никак не созвучная интимность. Ни ярких костюмов, ни смачных шуток, из декораций — две белые полупрозрачные стены с силуэтами города, проступающими в контровом свете, да немного безликой мебели. Михаил Цитриняк стыдливо избежал легких путей добиться зрительского расположения, и пьесу преподнес так, что сентиментальная часть в ней явно перевешивает «низменную» комедийную. Хотя воодушевляющий пример перед глазами имеется — поставил же Рэя Куни как первую премьеру сезона у вахтанговцев Владимир Иванов.

Отношения писателя и актрисы складываются из милой болтовни ни о чем, восторженной влюбленности и разочарований. Актеры играют вдохновенно и всерьез. Так что даже адюльтер второго плана приобретает трагический оттенок. Ведь Фей так хочется, чтобы было все по-настоящему, а на деле — ложь, квартира подруги и никакого ответного чувства. Поцелуи и признания, конечно, сопровождаются сентиментальным музыкальным комментарием. Единственная преграда для главных героев на пути к счастью — та самая первая глава, прошлое со сложившимися привычками, диктующее взаимные претензии. Но, несмотря на ссоры и едва не случившийся по законам жанра разрыв, лавстори отдает приторной сладостью. И в очередной раз оказывается, что все счастливые семьи счастливы одинаково.