28.12.2012
Роман молодого Мартена Пажа вышел в 2001-м и сразу завоевал массу поклонников, причем не только среди французов, растащивших книгу на цитаты, но и по всему миру: «Как я стал идиотом» уже издан на двадцати четырех языках. Тема горя от ума оказалась животрепещущей и у нас.
Парижанин Антуан (Александр Девятьяров) в совершенстве владеет арамейским языком и с легкостью может починить самолет времен Второй мировой, но ни один из его многочисленных дипломов, в том числе исследование «Апоколокинтоз божественного Клавдия» (то бишь «Превращение божественного Клавдия в тыкву»), не дал молодому специалисту ни профессии, ни ответов на терзающие вопросы. Кто умножает познания, умножает скорбь — обремененный непомерной эрудицией Антуан ставит себе редкий диагноз — «дефект многодумья». С осложнениями в виде «недержания мысли» и синдромом «интеллектуального хмеля». Путем нехитрых размышлений герой выясняет, что думать — занятие не только вредное, но и противоестественное. И, воздав похвалу глупости, решает стать «как все», о чем и объявляет своим друзьям.
Не удивительно, что товарищи Антуана оказываются такими же забавными маргиналами, как и он сам: наркоман Ганджа (Виталий Тимашков), очкастый «раб науки» Родольф (Алексей Бобров), лесбиянка Шарлотта (Анна Ковалева) и мерцающий в темноте фосфорическим сиянием (правда, только на словах) Асли (Алексей Мишаков), изъясняющийся не иначе как стихами. Эта банда чудиков во главе с новоиспеченным идиотом, наперебой выкрикивая, расскажет нам «душераздирающую» историю, иллюстрируя ее красочными оживающими метафорами. На долю верных друзей затем и выпадет задача этот стихийный дауншифтинг остановить.
В поисках мещанского счастья Антуан, попутно совершенно случайно став миллионером, с головой бросается в соблазнительный глянцевый омут рекламы, бесчисленных товаров и прочих бездумных удовольствий. Потерпев фиаско в попытке спиться, он не находит иного выхода, кроме как искать забвения на дне потребительской корзины.
Белый дощатый задник и легкая мебель — так выглядит любимое место компании Антуана, исландский бар «Gudmundsdottir». Только вместо столиков — лодка, на которой друзья будут бороздить океан капитализма, ловя в сети бесчисленные покупки. А вместо парусов — пошлая мягкая игрушка, постеры с изображением спортивных автомобилей и мясистых женщин — в общем, все то, что пытливый мозг не напрягает. Издевательски злой юмор Мартена Пажа становится отличным поводом для клоунады с уймой забавного реквизита и несмолкающей ни на минуту мешаниной из музыки: от Бьорк и французского шансона до взрывающей хит-парады попсы и электронных ритмов.
Здесь цитаты из Флобера и Айн Рэнд чередуются с карнавальным шествием рекламных слоганов. Панорама общества потребления искрится, как новогодняя елка — пожалуй, сказывается рука режиссера-сказочника Владимира Богатырева. Артисты меняют роли и костюмы: накладные животики — на бицепсы, сделанные из подушек, кислотный парик — на серебристые лосины и красный плащ Супермена. Изображение «буржуазного отстойника» дополняет торжественное появление золотого тельца с «красивым» госномером на крупе. Вся эта мишура, пожалуй, произвела бы должное впечатление, если бы путешествие в глупость не затянулось, захромав где-то на полпути. Беспорядочное мелькание разноцветных образов превращается в массированную атаку на зрителя. Сомнений не остается: валять дурака — работа не из легких.
«Как я стал идиотом»
РАМТ, Мартен Паж
Режиссер Владимир Богатырев
Сценография: Анна Федорова
В ролях: Александр Девятьяров, Виталий Тимашков, Анна Ковалева, Алексей Мишаков, Алексей Бобров, Евгения Белобородова