11.04.2019
Спектакль «Зимняя сказка» поставлен пять лет назад для Королевского балета Великобритании, имел шумный успех, экспортировался в Канаду, теперь его перенесли на российские подмостки. Поводов для удивления тут нет — шекспировские страсти издавна близки отечественному балету. Правда, в предпочтении оказывались ранняя комедия «Укрощение строптивой» и написанная чуть позже пьеса «Много шума из ничего», а в безусловных фаворитах числились гениальные трагедии, созданные в пору драматургической зрелости «великого барда»: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет».
«Зимняя сказка» — нечастая гостья и на драматических сценах — «совпала» с танцем только в XXI веке. Поздняя в творчестве классика, «Сказка» — самая путаная, тяжелая и странная пьеса. Удивительно, но отказ от вербальных конструкций сделал сюжет гораздо понятнее. «Бессловесный» спектакль без труда воспринимается даже теми, кто не успел вникнуть в либретто. История балетна по своей сути. Одержимость властью и грозные стихии, любовь и жертвы, поединки, переодевания, гибель и хеппи-энд определяют любимое хореографией двоемирие, диктуют контрасты: мрак и свет, трагедия и комедия, реальность и сказочность, благородство и пороки. Даже персонаж, обозначенный как «Время, заменяющее хор», не потребовался — в абстрактном искусстве танца соблюдать строгие даты и суровые ремарки необязательно.
В центре сюжет из жизни королей Сицилии и Богемии — Леонта и Поликсена. Давнюю и теплую дружбу монархов убивает ревность. Леонт, внушивший себе, что его беременная жена Гермиона ему изменила, уверен в отцовстве Поликсена. Властители расстаются врагами. Гермиону разлучают с сыном Мамилием, заточают в тюрьму, где та рожает дочь Утрату. По приказу Леонта новорожденную увозят прочь от дворца. Колыбельку с малышкой находит богемский пастух. Во владениях Леонта тем временем от горя умирают Гермиона и сын Мамилий. Второе действие разворачивается в Богемии шестнадцать лет спустя. Утрата подросла и полюбила Флоризеля, сына Поликсена. Отец недоволен, что престолонаследник увлекся крестьянкой. Молодые убегают на Сицилию, Поликсен следует за ними. В третьей части все герои встречаются вновь, чтобы выяснить, наконец, подлинное происхождение Утраты и узнать, что Гермиона не умерла и готова принять раскаяния Леонта.
В «Зимней сказке» Шекспир стремится разорвать круг пороков, «собрать» разрушенный и обезумевший мир, жаждет вернуть гармонию людям, разучившимся прощать и забывшим о сострадании. Пролетело четыре столетия, но кто рискнет сказать, что эти пороки исчезли? Труппа Большого соскучилась по спектаклям крупной формы с драматическими коллизиями, насыщенной фабулой и яркими характерами, так что возможность поработать с Кристофером Уилдоном появилась как нельзя кстати. Артисты азартны и заразительны в передаче чувств — страхов, сомнений, томлений. Как кажется, они не только легко овладели хореографией, но и преумножили ее достоинства. Классические пассажи, необычные поддержки, сопоставление ракурсов, изящный трепет рук, грозная поступь придворных даются им легко и свободно.
После пролога — дайджеста пролетевших событий с детской игрой двух мальчишек, будущих королей, — следует встреча монархов в хмурых покоях сицилийского дворца, где сама атмосфера пронизана дыханием смерти. Приступы ревности, болезненные и отчаянные, снедают Леонта, чью роль Денис Савин выстраивает на сильнейшем драматическом напряжении. Его бьющийся в конвульсиях правитель оказывается одиноким и беззащитным перед мороком внутренних демонов. В атмосфере нескончаемого кошмара живет Гермиона замечательной балерины Ольги Смирновой. Образцовая обескураживающая красота ее пластики отчетливо проявляет образ, хотя страдания скрыты за женской гордостью и королевским величием. Кристина Кретова в роли Паулины, придворной дамы Гермионы, выступает как большая драматическая актриса. Пытается противостоять ненависти, неминуемо порождающей ответную ненависть, и даже знает, как восстановить семейный мир, но сделать этого не может — ее не слышат. Ангел домашнего очага, хранитель порядка, преданная фея, у которой отобрали волшебный жезл.
Сицилию после антракта сменяют ясные голубые дали Богемии, где под украшенным волшебным чудо-деревом со сплетенными корнями резвятся пастухи и пастушки. Ничем не омраченная безмятежность — только танцы: быстрые, бойкие, сладкие и ироничные. В мире благоухающей гармонии резвится пластически выразительная Утрата Дарьи Хохловой, для Вячеслава Лопатина, знающего толк в перевоплощении, обаятельная роль проворного и пылкого принца Флоризеля мелковата и выглядит задачей с готовым ответом. Отменно и игриво отплясывает кордебалет, живописны образы солирующих пастухов (Егор Хромушин, Алексей Путинцев, Брюна Кантанеде Гальянони).
Звучания симфонического оркестра композитору Джоби Тэлботу показалось недостаточно, и неугомонные пейзане шалят рядом с фольклорным ансамблем (в руках исполнителей — экзотические инструменты со всего мира, имитирующие то шум ветра, то плеск морского прибоя), разместившимся под корнями сказочного древа. Музыку Тэлбота, появись она во времена Петипа, назвали бы дансантной, и она действительно мила, благозвучна, удобна по ритмам для танцев. Повышает градус скромной прикладной партитуры оркестр театра, ведомый маэстро Антоном Гришаниным. В кульминационные моменты фоновый саундтрек вызывает настоящие эмоции.
Команда английских художников во главе с известным Бобом Краули представила работу созидательной точности (сочетание матовой черноты и светлых изваяний — образ сицилийского ужаса) и подчеркнуто театральной иллюзии (сияющие краски ослепительной Богемии). Видеопроекции впечатляют — что корабли с развеваемыми парусами, что медведь, убивающий одного из персонажей.
Финал в полном согласии с пьесой поучителен, как мораль в басне. Строгая Гермиона, которую все годы прятала Паулина, прощает мужа рядом с изваянием их умершего сына, погибшего из-за безумия взрослых. Над счастливой развязкой мечется грозная тень прошлого. Что тут удивительного: сказочное приключение — зимнее, а потому немного печальное. Но надежда не убита.
Фото на анонсе: Дамир Юсупов