24.12.2012
То ли постмодернистский, то ли сюрреалистический роман «Школа для дураков» — литературный дебют Саши Соколова — пересказать невозможно, да и в рамки жанра уместить, как видно, не выходит. Что же ожидает зрителя, отыскавшего в переулках сцену «La Stalla»? Например, так: монолог душевно больного ребенка. И тут же приходится возразить: во-первых, это самое настоящее многоголосье, полилог. Во-вторых, главный герой, ученик Такой-то, возраста совсем не имеет, и ребенком его назвать никак нельзя. Больной? Даже доктора говорят, что человека здоровее не встречали. В сухом остатке остается только «душевно». Вот с этим, пожалуй, спорить нельзя.
«Школа для дураков» — это уютный мирок, где смешались прошлое и будущее, вездесущее «ты» и честолюбивое «я», щербатая деревянная платформа пятой пригородной зоны, Министерство Тревог и московский двор, захламленный старыми духовыми печами со скрипучими дверцами. Здесь время зыбко и в любой момент может поворотиться вспять. Поэтому приходится дважды сыграть одну и ту же сцену. Все перепуталось настолько, что плотный клубок ассоциаций и воспоминаний не оставляет никакой надежды на успех попыткам его распутать и превратить в стройное и скучное повествование. Но что удивительнее всего, в красочной неразберихе оказывается так приятно и покойно существовать — без борьбы за логику и смысл. С радостными слезами наблюдать красоту мира, превращаться в речную лилию, беседовать с покойным учителем и слушать вальсы. В импрессионистическую картину вписываются и старая соседка-еврейка с патефоном (Ольга Бешуля), и «тапочная» школьная система, и улыбчивый мастер Леонардо (Алексей Сидоров), что живет в прихожей. Полный хаоса дом оказывается самым надежным и защищенным уголком мира — ведь здесь всегда можно укрыться, просто погрузившись в себя. Пожалуй, в этом и есть юродивая мудрость школы для дураков.
Декорации тоже в разладе со здравым смыслом: посреди сцены пролегают рельсы северной пригородной ветки, рядом одна к другой ютятся железные койки с приделанными велосипедными звоночками, надгробие в виде ангела, наконец, препарат человеческого скелета как памятник любви к учительнице по биологии. Под потолком — дачный гамак в соседстве с хрустальной люстрой. Весь этот бардак обживают отрешенные «ученики»: блаженный мальчик Такой-то (Егор Павлов) и его альтер эго (Наум Швец), их благодушная мама (Елена Кобзарь), вечно влюбленный, не заметивший собственной смерти географ, «вращающий пустотелый картонный шар» (Сергей Каплунов), да еще мало ли кто. Ведь, как утверждает Такой-то, любой может притвориться музыкой, а ее здесь так много: от Окуджавы и Высоцкого до джазовой «Take five» Дэвида Брубека, совсем недавно сбежавшего в невидимые музыкальные сферы...
«Школа для дураков»
Театр «Около дома Станиславского»
Саша Соколов.
Режиссер Юрий Погребничко
Сценография: Надежда Бахвалова
В ролях: Егор Павлов, Наум Швец, Сергей Каплунов, Елена Кобзарь, Ольга Бешуля, Алексей Сидоров...