02.12.2012
«ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО»
Н.В. Гоголь
Театр им. Маяковского
Режиссер Туфан Имамутдинов
Сценография: Тимофей Рябушинский
В ролях: Александр Алябьев, Макар Запорожский, Нияз Гаджиев, Алексей Дякин, Сергей Ковалев, Дарья Хорошилова
Сумасшествие — тема для искусства более чем благодатная, здесь есть где разгуляться режиссерской фантазии. Тем более, если над спектаклем работает молодая команда. «Записки сумасшедшего» на Малой сцене «Маяковки» — дипломный спектакль Туфана Имамутдинова, уже успевшего полюбиться зрителю своими постановками на сцене Театра Наций.
Воспаленное сознание титулярного советника Поприщина (Александр Алябьев) рисует чудесные картины. На наших глазах в скучный канцелярский мир входят яркие персонажи из «Учителя танцев» Лопе де Веги. Серьезный, мрачный департамент превращается в курятник, заваленный пухом и перьями. Под испанскую гитару черную сцену заселяют гротескные чиновники и нелепые фантазии, которые Поприщин воспринимает с завидной невозмутимостью. Генеральская дочка Софи (Дарья Хорошилова), недостижимая пассия героя, буквально порхает вопреки земному притяжению. Мир безумия нарушает законы логики и гравитации: с ума сходят и пластика, и пространство. Сюрреалистическую картину дополняет абсурд по Хармсу: Гоголь, переодевшийся в Пушкина.
В самом деле, почему не вообразить себя испанским королем, если это настолько весело? Ироничный спектакль от печального финала отказывается: нервный недуг — никакая не трагедия, но приятное дополнение к этому безумному, безумному, безумному миру.
CLÔTURE DE L’AMOUR
(ПРЕДЕЛ ЛЮБВИ)
Паскаль Рамбер
МХТ им. А.П. Чехова
Режиссер Паскаль Рамбер
Сценография: Даниэль Жанто
В ролях: Андрей Кузичев, Евгения Добровольская
Эскиз «Предела любви» был создан еще прошлой весной в рамках режиссерской лаборатории «Французский театр. Впервые на русском», но только сейчас спектакль оброс декорациями и вошел в репертуар.
На первый взгляд, расторжение брака — тема банальная и приземленная. Но в МХТ излюбленный сюжет мыльных опер и ток-шоу для домохозяек предстает в неожиданном ракурсе. Паскаль Рамбер вторгается в сферу настолько интимную, что это почти дурной тон. И дело не в разговорах о сексе и не в мате, что звучит со сцены, а в той степени искренности, до которой доходят герои в своих исповедях. На наших глазах происходит финальное объяснение супругов: два пронзительных монолога. Некогда страстные любовники, они и теперь пылают, поэтому зрителю предстоит оказаться между двух огней, ощутить электрические разряды в воздухе, весь накал этой схватки, так чувственно исполненной актерским дуэтом. Страдание представлено буквально физиологически, вплоть до болезненного осязания потери, а так как перед нами — два творца, свои муки они облекают в изощренные метафоры. Любовь — живопись Фрагонара, жизнь после разлуки — изгнание из Рая с фрески Мазаччо, день расставания — пять выстрелов Марка Чепмена.
Французское «clôture» переводится как «окончание». Русскоязычное название спектакля более жизнеутверждающе: ведь предел — это и граница, и наивысшая точка.