17.01.2019
культура: В чем Вы видите основные задачи марафона?
Крок: Он придуман главным образом для того, чтобы в Год театра объединить все регионы России. Чтобы каждый творческий коллектив, где бы ни находился и какие проблемы ни испытывал, почувствовал плечо коллег. Кроме того, очень важно было сделать так, чтобы празднование и программа Года театра не ограничивалась крупными мегаполисами, а охватила восемь федеральных округов России полностью. В их столицы съедутся все региональные театры, лучшие актеры, режиссеры, сотрудники и руководители. Союз театральных деятелей России разработал для них мастер-классы и круглые столы, которые будут проводить крупнейшие специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга.
В Год театра большинство региональных коллективов проведут обменные гастроли. Постепенно марафон пройдет по всей стране и охватит 85 субъектов Федерации. Закончится он в самой западной точке страны — Калининграде. Итоги акции подведут в конце ноября на Санкт-Петербургском культурном форуме.
культура: Полагаете, марафон привлечет внимание россиян, которые практически не бывают в театрах?
Крок: Не могу ответить однозначно. Но если брать во внимание опыт проведения зимней Олимпиады в Сочи и чемпионата мира по футболу, то, насколько я знаю, даже далекие от спорта люди проявили интерес к этим событиям. Если следовать логике, то, вполне вероятно, с помощью марафона многие соотечественники станут поклонниками театрального искусства. В любом случае это будет настоящий праздник. В регионах, в маленьких городах зрители, как правило, лишены возможности увидеть русский театр во всем его многообразии. Они привыкли к эстетике и репертуару своих коллективов. Благодаря гастролям они смогут расширить кругозор и увидеть нечто совершенно новое и неожиданное.
культура: В чем заключаются плюсы обменных гастролей для самих театров?
Крок: Допускаю, что не все коллективы имеют возможность вести активную гастрольную деятельность. Некоторые годами не выбираются из городов и варятся, что называется, в собственном соку. Марафон позволит им показать свои лучшие работы, увидеть, чем живут коллеги, лучше понять свое место на театральной карте России. Немаловажно и то, что это поможет установить творческие контакты.
культура: В рамках марафона Вы проведете круглые столы с руководителями региональных театров. Чем планируете делиться?
Крок: Буду говорить о том, как работает Театр имени Вахтангова. Коллеги также, надеюсь, поделятся опытом и своими трудностями, во многом они у нас схожи. Расскажу о законодательных инициативах, которые сейчас рассматриваются в Госдуме.
культура: То есть в управленческой сфере реально выделить проблемы, идентичные для всех отечественных театров?
Крок: Первое — необходимость социального лифта и открытые конкурсные процедуры на предмет замещения руководящих вакансий в театрах. Воспитание и создание управленческого кадрового резерва. Важно, чтобы при назначениях в театры худруков, главных режиссеров, директоров последнее слово было не за чиновниками, а существовал открытый конкурс, где могли бы соревноваться лучшие концепции по развитию конкретного коллектива. И оценивать эти программы должны представители СТД, профессионалы, работающие в театральной сфере. Сейчас зачастую на руководящие должности назначают людей, вообще далеких от нашей отрасли. В театре нельзя так работать.
Вторая проблема — пресловутый ФЗ-44, так называемый «закон о госзакупках», который, надеюсь, в скором времени поправят. Нужно упростить бюрократические процедуры, которые сегодня порой связывают театральные коллективы по рукам и ногам.
Наконец, еще одна, знакомая, наверное, всем региональным театрам, беда — отсутствие «свежей крови». Выпускники профильных вузов, как правило, не едут в небольшие города, а предпочитают оседать в столицах. Даже если им не удается примкнуть к столичному театру, они все равно зачастую предпочитают оставаться в Москве и Санкт-Петербурге и занимаются непонятно чем, в то время как в региональных театрах их ждут хорошие роли.
Фото на анонсе: Виталий Аньков/РИА Новости