12.10.2018
культура: «Практика» находится в глухом переулке, но при этом зал полон. Полагаете, необязательно располагать большим стационарным зданием на центральной улице, чтобы иметь свою публику?
Брусникина: Территория поиска может возникнуть где угодно. Хотим мы того или нет, верим ли только в традиционный театр, или пытаемся его отрицать, но жизнь идет вперед. Происходят определенные процессы. Меняется театральный язык, рождается новое поколение, которое мыслит экстремально и ищет свои пути.
«Практика» была создана как независимая площадка. Она позиционировалась как место для развития современной драматургии, современного слова и звучания. А отвечая на ваш вопрос, скажу: можно трудиться и в подвале, но, если в нем происходит нечто подлинное, зритель найдет туда дорогу даже в полутьме.
культура: Для Вас было делом принципа продолжить то, что наметил Дмитрий Брусникин?
Брусникина: Честно говоря, поначалу я отказалась. Я сознательно выстраивала свою жизнь другим образом. Существовала всегда независимо. Ставила спектакли в разных театрах и делала то, что хотела. Я никогда не стремилась руководить. Когда поняла, что рядом со мной происходит такое огромное дело, которым занялся Дима со своей «Мастерской», то по возможности дистанцировалась от «Практики». Я не очень люблю семейственность. Мы состоялись с Димой как абсолютно разные творческие единицы.
Сподвигла, скорее, этическая сторона вопроса. Чувство долга. Я должна сохранить команду, которая собралась вокруг Дмитрия. Сохранить дух творчества и поиска, открытости к новому. Любой человек, пришедший на это место, все равно бы сделал из «Практики» нечто другое. Мне же хочется осуществить все, что он задумал, но, к сожалению, не успел.
культура: Этот сезон полностью выстроен по его задумкам?
Брусникина: Да, он все проговорил со мной и с директором театра Борисом Мездричем. Здесь будут работать разные резиденты. В этом году к мастерским Брусникина и Кудряшова присоединится театр «Июльансамбль» (Мастерская Виктора Рыжакова. — «Культура»). Впервые в истории «Практики» резидентом станет детский Театр вкуса Юрия Макеева, который в декабре представит «Семейную пекарню». Театр.doc будет играть на нашей площадке спектакль Владимира Мирзоева «Толстой — Столыпин. Частная переписка». В октябре на большой сцене выйдет «Несколько разговоров о (Христе)» в режиссуре Тадаса Монтримаса. В ноябре Мастерская Олега Кудряшова покажет «Дождь в Нойкельне» по пьесе Пауля Бродовски. Весной режиссер Марфа Горвиц представит зрителю «Летели качели», а Иван Вырыпаев вместе со студентами Школы-студии МХАТ выпустит постановку UFO по собственной пьесе. В планах создание кросс-жанровых спектаклей на стыке музыкального и драматического театров. Также мы хотим принять участие в создании лаборатории драматургии, совместно с СТД и фестивалем «Любимовка». Продолжим сотрудничество с конкурсом драматургии «Кульминация» и сделаем проект по десяти пьесам-победительницам. Также есть идея провести фестиваль имени Дмитрия Брусникина.
культура: Кандидатуру Бориса Мездрича на пост директора поддержал Дмитрий Брусникин. По всей видимости, они были одной крови. А как Вам с ним работается?
Брусникина: Когда Дима пришел в «Практику», там было все непросто. Менялось руководство, коллектив испытывал определенные сложности. Дмитрий Владимирович взвалил на себя не только художественное руководство, но и должность директора. Когда возникла кандидатура Мездрича, я обрадовалась. Знала, что придет профессионал, способный разобраться с административно-финансовыми проблемами. Очень хорошо, что сегодня рядом есть человек с таким опытом управления и жаждой творчества.
культура: Дмитрий Владимирович был стержнем «Мастерской». Смогут ли ребята теперь сохранить себя?
Брусникина: Они умудрились просуществовать четыре года без стационарной площадки. Находились постоянно в поисках проектов, денег и пространств. Мне кажется, в них заключена большая творческая энергия. Брусникин воспитывал их очень самостоятельными. Он им говорил: «Хочешь сделать спектакль, найди деньги, режиссера, площадку и играй». Они нацелены на результат. Наша ближайшая премьера «Смерть и чипсы» — отличный тому пример. Ребята загорелись пьесой и самостоятельно изыскали ресурсы. Сейчас они остались с очень мощным директором Катей Троепольской.
культура: Вы окончили Школу-студию МХАТ в 80-х годах. Тогда было просто невозможно представить, чтобы студенты самостоятельно изыскали финансы, площадку, режиссера и своими силами поставили спектакль.
Брусникина: Вы ошибаетесь. Мы только и делали, что создавали театры. Мы существовали как отдельный организм, поскольку были курсом Олега Ефремова. Он очень редко набирал студентов, так что мы были эксклюзивом. У нас была отдельная аудитория со своим входом. Мы чувствовали себя небожителями, считали, что в театре срочно нужно что-то менять. С самого начала мои однокурсники — Брусникин, Козак, Феклистов, Макеев — были нацелены на то, чтобы сказать свое слово в искусстве. Они участвовали в создании студии «Человек», организовали третью студию МХАТ, играли по подвалам.
культура: Обратил внимание, что многие современные драматурги не то что профильного, а порой даже гуманитарного образования не имеют. Как Вы это оцениваете?
Брусникина: В искусстве очень много прекрасного совершают именно дилетанты. В них не вложена однотипная матрица мышления. Но, конечно, нужно учиться. Для этого существует очень много семинаров, мастер-классов, лабораторий, конкурсов современной драматургии, где авторы получают обратную связь, слышат мнение профессионалов. Важно совершенствовать молодых драматургов и в самих театрах.
культура: Как удается найти общий язык с молодежью?
Брусникина: Я думаю, это свойство моей личности. Если кому-то современная драматургия кажется несовершенной и корявой, то я стараюсь в первую очередь разглядеть талантливого автора. Нужно повернуть угол зрения, посмотреть на жизнь глазами молодых. Мне вообще непонятно, как можно отвергать по-другому думающих людей. Хотим мы того или нет, но именно молодежь будет дальше развивать театр. Нужно просто помогать, направлять.
культура: Чем живет молодое поколение?
Брусникина: Да на самом деле тем же, чем и всегда. Пытается ответить на извечные вопросы «Кто я?» и «Что за мир меня окружает?». У них прекрасный возраст, когда люди неспокойны. Они находятся в процессе поиска. У них еще сохранилась непосредственность восприятия мира, нет конформизма, присущего старшему поколению.
культура: Сергей Женовач назначил Вас куратором экспериментальной программы в МХТ им. Чехова. Какие планы?
Брусникина: Продолжаю работать над проектом «Круг чтения», над остальным пока думаем. Сейчас у Сергея Васильевича есть более важные заботы.
культура: Как правило, труппа МХТ пополнялась из Школы-студии МХАТ. Возглавивший театр Сергей Женовач заведует кафедрой режиссуры в ГИТИСе. Как видите симбиоз этих двух театральных школ?
Брусникина: На самом деле в МХТ работает довольно много выпускников ГИТИСа. При Олеге Павловиче Табакове всегда отсматривали студентов всех вузов. А у Сергея Васильевича за спиной целый факультет молодых и талантливых режиссеров. Думаю, они смогут принести пользу театру. В конце концов, что делить-то? Территория общая. Чайка же перелетает. То в одном месте сядет, то в другом.
культура: В этом сезоне Вы ставите в МХТ им. Чехова пьесу «Офелия боится воды» Юлии Тупикиной. Расскажите о будущей работе.
Брусникина: Юлия Тупикина — прекрасный, довольно востребованный молодой драматург. Пьесу «Офелия боится воды» принесли специально для народной артистки России Натальи Теняковой. Театр предложил мне постановку. Год идея висела в воздухе. Потом не стало Олега Табакова, ситуация поменялась. Однако Женовач дал добро на выпуск спектакля. Премьера намечена на ноябрь на Малой сцене. В спектакле заняты Наталья Тенякова, Даша Юрская, Наташа Рогожкина, Игорь Золотовицкий и Олег Тополянский.
Фото на анонсе: Илья Питалев/РИА Новости