Весь год — театр

Денис СУТЫКА

11.05.2018

Владимир Путин объявил 2019-й Годом театра. Соответствующее решение президент озвучил на встрече с председателем Союза театральных деятелей России Александром Калягиным.

«Театр — это зрители, многомиллионная аудитория. И очень важно, что в театр ходят зрители. Помимо тех проблем, которые мы бы решили в театральный год, в Год театра, мы наметили бы какой-то путь и составили стратегический план до 2030 года. Я понимаю, что жизнь не закончится в 2019 году, в театры будут ходить», — отметил глава СТД. По его словам, театральный год мог бы помочь решить ряд серьезных проблем. В частности, разработать новую редакцию Закона о культуре, внести изменения в Налоговый, Бюджетный, Гражданский кодексы, а также отремонтировать театры, нуждающиеся в капитальном ремонте и обновлении технической базы. «Культура» расспросила театральных деятелей о том, чего они ждут от Года театра в России.


Юрий СОЛОМИН, художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР:

— Провести Год театра в России — очень дельное предложение. Особенно если учитывать зрительский бум и повышенный интерес к драматическому искусству. Президент в курсе театральных дел. Его поддержка и помощь коллективам, пусть для начала и большим, очень важна. Хотя, конечно, в Год театра было бы очень хорошо привести провинциальные команды в подобающий вид.

А еще очень важно, чтобы следующий театральный год прошел без эксцессов. Русский театр имеет свою прекрасную, признанную во всем мире школу, потрясающую драматургию. Я всегда в пример привожу пьесы Островского: «Не все коту масленица», «Свои люди — сочтемся» и прочие. В их названиях заключена наша национальная самобытность, в этих поговорках зашифрован сигнал для режиссеров и актеров, подбирающий ключ к драматургии. Не стоит изменять душу русского человека.

Думаю, наряду с другими мероприятиями, нужно уделить внимание сохранению русской театральной школы и национальных традиций. Для того чтобы проникнуться Чеховым, Тургеневым, Толстым, Достоевским и другими авторами, режиссеру нужен талант, а не формалистские решения и подтасовывание драматургии под сегодняшний день.

Я принадлежу к старейшему поколению артистов и считаю своим долгом сказать об этом. Меня воспитывали замечательные актеры русской школы Вера Пашенная и Михаил Царев. Я играл на сцене вместе с Ильинским, Жаровым, Шатровой, Бабочкиным. Будучи студентом, вывозил на сцену на коляске великую Александру Яблочкину. Это была большая школа, и я этого никогда не забуду. И сегодня мне хочется сказать молодым: вы ведь тоже стоите сейчас на одной сцене с великими мастерами Вахтанговского театра, МХАТа, театров Моссовета, Маяковского и других. Это школа, которую нельзя забывать.


Мария РЕВЯКИНА, директор Театра Наций:

— Мы давно ждали, что будет объявлен Год театра. Мне кажется, это прекрасный шаг, который привлечет широкое внимание к такому институту, как театр, который служит не только для развлечения, но дает возможность людям интеллектуально развиваться.

Безусловно, мы ждем, что в Год театра удастся разрешить проблемы театров малых городов России. Очень важна программа президента, направленная на поддержку театров для детей, потому что все начинается именно с детства. Наконец, в будущем году будет юбилей национальной театральной премии «Золотая маска». Нам исполнится 25 лет, мы рады, что фестиваль развивается, находит поддержку и стал очень важен для России. С особым трепетом все мы ждем предстоящую Международную театральную олимпиаду, которую будет проводить руководитель Александринского театра Валерий Фокин. И, конечно, мы очень надеемся, что наши коллеги из «Седьмой студии» приступят к работе. Одним словом, ожидания от будущего года самые позитивные.


Сергей ГОЛОМАЗОВ, художественный руководитель Театра на Малой Бронной:

— Мне кажется, в Год театра нужно обратить самое пристальное внимание на вопросы коммуникации между государством, людьми театра, прокуратурой, следственным комитетом и так далее.

У меня, к сожалению, возникает ощущение враждебного отношения к людям театра и искусства. Некоторые представители обвинительных структур видят в нас врагов. Это довольно странно, непонятно и губительно для всех. Во властных структурах существуют какие-то силы, которые ссорят разные социальные и культурные слои общества. Ссорят сознательно. Зачем они это делают? Не знаю.

Конечно, если выявлены правонарушения, нужно проводить следственные действия, но есть разбирательство, а есть издевательство. И если Год театра будет проходить под знаком таких событий, это будет ужасно. Так что считаю, что следующий год в первую очередь должен быть направлен на установление человеческого диалога между государственными структурами и театром.