Прокопий Федоров: «Своим фильмом хотели преподать людям моральный урок»

Алексей КОЛЕНСКИЙ Денис СУТЫКА

20.04.2018

Криминальный триллер якута Прокопия Федорова «Аартыктар» напоминает «Бумер», переложенный на поэтичный киноязык тундры.

культура: В своей работе Вы ориентировались на фильм Буслова?
Федоров: Это неумышленное совпадение. «Аартыктар» переводится как «распутье». В нашем случае имеется в виду не только выбор пути, но и два варианта развития одной и той же истории. Молодой герой, окончивший технический вуз, возвращается в родное село, где встречает друзей детства. Выясняется, что ребята изобрели прибор, позволяющий дистанционно отключать сигнализацию и промышлять угоном автомобилей. Парень встает на криминальный путь и катится по наклонной. Во второй части при тех же обстоятельствах делает иной выбор и остается честным человеком. Поначалу была мысль даже сделать параллельный монтаж «темной» и «светлой» версий судьбы героя. Но в итоге решили показать их в линейной последовательности. Так вышло даже поучительнее, чего мы и добивались. Своим фильмом хотели преподать людям моральный урок.

культура: А получилась поэтичная лента. Где Вы учились снимать кино?
Федоров: Окончил продюсерский факультет якутского филиала СПбГУКиТа и вернулся домой, в поселок Нижний Бестяг Мегино-Кангаласского улуса. Это край света, на нас заканчивается железная дорога. Я занялся предпринимательством, открыл кинотеатр, начал сочинять песни и снимать народные комедии с нашей якутской звездой Аркадием Новиковым. К несчастью, жизнь артиста внезапно оборвалась. Крепко задумался, что делать дальше. Так родился «Аартыктар».

культура: В чем секрет возрастающей популярности якутского регионального кино?
Федоров: Не знаю. Может быть, дело в том, что люди устали от тесноты больших городов? Мы же привыкли к просторам и открытым отношениям, вот и снимаем мир таким, каким он нам нравится. Любое зло — итог ошибочного выбора пути. Всегда нужно искать дорогу к добру.