23.03.2012
культура: Москва сейчас живет политическими страстями. Каково Вам было ставить спектакль в такой атмосфере?
Занусси: Театр — это всегда остров. Он никогда не живет до конца жизнью города или страны. У него собственный космос. Но пьеса, хотя и создана много лет назад, позволяет, чтобы ее читали с оглядкой на политический контекст. Потому что она касается власти. А все, что касается власти, всегда актуально. И я надеюсь, зрители заметят — там есть над чем задуматься. К тому же власть даже в таком сказочном виде всегда имеет в себе что-то такое, что нас притягивает и пугает.
культура: Кроме того, спектакль о смерти. Это событие точно произойдет с каждым из нас. Нужно ли специально к нему готовиться?
Занусси: Если посмотреть на историю человечества, все культуры, существовавшие на земле, имели свое отношение к смерти. Карнавал, который начался сейчас, — карнавал потребления — как будто пытается доказать, что смерти нет, а есть только вечная юность. Это ложь. На лжи ничего построить нельзя. Поэтому мне кажется важным, что Ионеско напоминает: все смертны. И верим мы или нет в будущую жизнь, на этой земле следует помнить, что смерть существует и надо найти к ней отношение. Она помогает нам почувствовать меру. Какое значение имеют вещи, если все смертны? Значит, богатства не так важны, хорошие поступки важнее.
культура: Пьеса полна гротеска...
Занусси: Мне сложно судить, будет ли понятен наш юмор московской публике. В спектакле везде парадокс, игра мысли. И улыбка должна быть постоянно. Там много смешного. Но это не грубый, не настоящий гротеск. Это ирония, издевка над нашими собственными ограничениями. Мне кажется, в этом спектакле есть определенный оптимизм, хотя он и о смерти. Сам Ионеско, а я был с ним лично знаком и помню его высказывания, он чувствовал, что всегда есть надежда.