12.10.2017
По этому случаю в Москву прибыл генеральный менеджер «Мет» Питер Гелб. Вместе с коллегой Владимиром Уриным в Белом фойе Большого театра они провели пресс-конференцию, собравшую внушительное количество представителей прессы. На ней руководители знаменитых театров анонсировали планы сотрудничества на 2019–2022 годы, амбициозность которых впечатляет — это первое в истории столь масштабное взаимодействие двух ведущих мировых оперных компаний.
За этот период общими усилиями будет рождено три спектакля: «Аида» в постановке американца Майкла Майера, «Саломея», работа немца Клауса Гута, и «Лоэнгрин» в версии англичанина Фелима Макдермотта. Премьера «Аиды» пройдет на сцене «Мет», а потом спектакль покажут в Большом, причем, учитывая популярность этого названия, каждый из театров-кооперантов будет готовить собственный комплект декораций и реквизита, с тем чтобы иметь возможность демонстрировать спектакль чаще и не зависеть друг от друга в прокате.
Первые показы «Саломеи» и «Лоэнгрина» состоятся сначала в Москве, а уже потом эти работы увидит нью-йоркская публика. В Нью-Йорке всеми тремя премьерами продирижирует Янник Незе-Сеген, который займет пост музыкального руководителя «Мет» в начале сезона 2020–2021 годов. В России за пульт в «Аиде» и «Саломее» встанет маэстро Туган Сохиев. Дирижер-постановщик московской версии «Лоэнгрина» пока не определен, равно как пока нет и полной ясности с составами и постановочными группами всех трех премьер. Однако на пресс-конференции было однозначно сообщено, что Анна Нетребко будет занята в главных партиях во всех трех произведениях как в Москве, так и в Нью-Йорке. Как известно, свою первую Эльзу в «Лоэнгрине» Нетребко спела прошлым летом сначала в Дрездене, а потом в Петербурге. Партию Аиды российская звезда включила в свой репертуар на только что прошедшем Зальцбургском фестивале. Роль Саломеи Нетребко примерит впервые, что станет приманкой для московской и нью-йоркской публики.
Переговоры о сотрудничестве между Большим и «Метрополитен» начались летом прошлого года по инициативе Джона Берри, ныне советника Большого театра, а в недавнем прошлом — директора Английской национальной оперы, с которой у ГАБТа и лично Владимира Урина (еще в бытность директором Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко) установились прочные деловые отношения. Однако в отличие от контрактов Большого и «Стасика» с АНО, весьма жестко и строго лимитировавших число показов, нынешнее сотрудничество не ограничивает количество спектаклей. Оперы будут идти до тех пор, пока сохранится зрительский спрос. При этом права на трансляции, которые осуществляются уже не первый сезон в рамках проекта «The Met: Live in HD», будут сохранены за «Метрополитен». Кинопоказы Гелб назвал хорошим способом расширения слушательской и зрительской аудитории в условиях продолжающегося экономического кризиса и снижения интереса к опере как таковой.
Говоря о преимуществах кооперации, оба интенданта подчеркнули финансовую выгоду, а также отметили возможность для режиссеров возвращаться к постановке того или иного шедевра неоднократно, с разными составами артистов, шлифуя и совершенствуя свое детище. Взаимные реверансы несколько померкли, когда из зала был задан вопрос о перспективе визита «Мет» с полномасштабными гастролями в Москву. Гелб подчеркнул, что артисты и сотрудники американской компании самые высокооплачиваемые в оперном мире, поэтому турне подобного рода пока невозможно, так как нерентабельно, а российской стороне его не потянуть. В этой ситуации копродукция является наилучшим выходом, хотя никто не обещает, что составы певцов в Москве и Нью-Йорке будут идентичны.
История взаимодействия «Мет» и Большого началась еще с балетных гастролей 1959-го, после чего русский театр возвращался на нью-йоркскую сцену не раз. За эти более чем полвека американский партнер так и не собрался совершить ответный визит в Россию, хотя в другие страны (например, в Японию) он ездит с завидной регулярностью. Зато после падения железного занавеса вокалисты из бывшего СССР стали активно выступать в западных театрах, в том числе и в «Мет», о чем не без удовлетворения говорил Гелб. Высокая конкурентная позиция американцев (прежде всего уровень гонораров, который способен обеспечить ведущий американский театр, существующий практически полностью на частные пожертвования богатейших людей США) в немалой степени способствовала вымыванию лучших вокальных сил из России и других постсоветских республик.
Фото на анонсе: Виталий Белоусов/РИА Новости