22.06.2017
— В нашей официальной программе 247 фильмов (в прошлом году было 175), полнометражных — 153, на отбор было подано более тысячи восьмисот картин. Традиционно сильны наши внеконкурсные показы, особенно так называемое «кино окраин» — и не случайно фильмом открытия стал индийский блокбастер, заработавший в мировом прокате 240 миллионов долларов. Движение на Восток во многом уже коммерциализировано, но у нас есть возможность узнать, что по-настоящему представляет собой индийское, китайское, корейское кино — фильмы высочайшего класса, снятые не на экспорт, а для себя и о себе.
Санкции наносят ощутимый вред и накладывают неприятный отпечаток, но нет худа без добра. Они открыли шлюз для возрождения российской экономики, а в нашем случае — лишили смотр тусовочного привкуса. Московский фестиваль дает возможность получить полное представление о том, что делается в мире кино.
Я принципиально придерживаюсь определенной точки зрения: за программу фестиваля отвечает отборочная комиссия во главе с Кириллом Разлоговым. Я бываю не согласен с тем, что предлагается, но никто из руководства никогда не пытался влиять на решение жюри. Это для нас принципиально — мы доверяем вкусу людей, профессионально занимающихся кинематографом. Сейчас в Основном конкурсе представлены три российские картины высокого качества, абсолютно разные, включая ленту выдающегося художника Рустама Хамдамова.
Сегодня мир вольно или невольно разворачивается к Востоку. Еще в 91-м году, сняв «Ургу», я написал служебную записку премьер-министру Ивану Силаеву: обратите внимание, какая там поднимается мощь. Несколько лет назад я предлагал странам БРИКС вручать аналог «Оскара» и получил безоговорочную поддержку коллег. В моем представлении это дело нужное и абсолютно необходимое. Все мы видим, с какой скоростью политизируется культура. Наша задача — удержаться на грани и сохранить отношение к искусству на уровне художественного мышления, а не злободневных деклараций.
Настоящее искусство — это то, что хочется увидеть, прочесть еще раз. Так и рождается классика, но много ли получающих призы картин достойны долгой судьбы? Увы, нет. Есть один критерий успеха — волнует кино или нет. Оно должно быть чувственным, талантливым, самобытным... Однако беда в том, что в европейском кино умирает идея. Кино живет там, где есть проблемы, а не высосанные из пальца драмы из жизни однополых семей.
Кого это волнует, кроме их самих? Надеюсь, наша программа не вызовет подобных недоумений. Что касается ММКФ, есть две новости. На церемонии закрытия мэр Москвы вручит три приза за лучший отечественный фильм о столице — 50, 30 и 20 миллионов рублей. И вторая: уже в сентябре начнется строительство фестивального комплекса в Лужниках, а значит, через два-три года у московского смотра появится долгожданный дом.
Фото на анонсе: Артем Геодакян/ТАСС