16.11.2013
дов гордятся театром. Так и говорят: «А театр-то у нас уникальный!» И в эту самую уникальность вкладывается одновременно столько, что отделить одно от другого подчас и невозможно!Первое, что скажет вам любой сведущий ростовчанин, что здание является шедевром эпохи конструктивизма — в Лондонском музее истории архитектуры Россию представляют всего два макета: собор Василия Блаженного в Москве и ростовский драматический театр имени Максима Горького. Скажет и еще паузу сделает, как бы невольно намекая слушателю, что далеко не в каждом городе... Да что там говорить! Оскар Нимейер — виднейший латиноамериканский архитектор XX века, назвал здание в виде трактора архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха жемчужиной советской архитектуры.
Историки утверждают, что в основу создания театра было положено высказывание Луначарского: «Наша эпоха должна и может отразить себя в театре». «В конце 1929 года Ростовский городской совет признает «состояние театрального дела в Ростове-на-Дону совершенно катастрофическим в силу отсутствия годного театрального помещения...», — писал Борис Анненский в своей статье. Размах начавшейся стройки был настолько огромен, что ее объявили всесоюзной. Приветственные телеграммы к открытию здания прислали Алексей Толстой, Илья Эренбург, артистка Ольга Книппер-Чехова, маршал Советского Союза Семен Буденный. Прозвучали напутствие Константина Станиславского, который в телеграмме пожелал: «Успеха в борьбе за настоящее искусство», и обращение старейшего в стране Малого театра, артисты которого даже вызывали «новый коллектив ростовской драмы на творческое соревнование».
Первым зрителям был показан спектакль «Мятеж» по одноименной повести Дмитрия Фурманова. Известно, на сцену по ходу действия была выведена целая конница. Венгерский писатель Бела Иллеш изумлялся размерам сценического пространства: «Если будет показана война, то по сцене пройдет целая армия с кавалерией, артиллерией и танками. Если на сцене будет совхоз — целые тракторные колонны смогут продефилировать перед зрителями». Кстати, через несколько лет после открытия в 1935 году, фасад здания облицевали итальянским мрамором, а остальную часть театра — гранитом и инкерманским известняком. На втором ярусе появились горельефные композиции «Гибель Вандеи» и «Железный поток», выполненные скульптором Сергеем Корольковым. На них была запечатлена братоубийственная война, которая особо проявилась на Дону.
Уже в то время театру, получившему имя «лучшего пролетарского писателя Максима Горького», придавалось большое значение: из Москвы был приглашен крупнейший советский режиссер того времени — Юрий Завадский. Вместе с ним приехала и часть его труппы: Вера Марецкая, Ростислав Плятт (кстати, родившийся именно в Ростове) и Николай Мордвинов. Впрочем, истины ради, скажем, что зритель отдавал должное мастерству и любил своих, ростовских служителей Мельпомены не меньше, ведь первая театральная актерская труппа была создана 23 июня 1863 года и ее воспитанники также делили сцену с именитыми мастерами.
Во время Великой Отечественной войны немецкими захватчиками была создана специальная зондеркоманда, которая разработала план — как взорвать Ростовский театр. И в ночь с 13 на 14 февраля 1943 года, а именно в 2 часа 43 минуты, подложив динамит под сцену, они взорвали прекрасный дворец, который горел потом целых 5 дней. В газете «Правда» появилась статья «Героический театр»: «Труппа Ростовского драматического театра, оставив все свое личное имущество, свой кров, свою одежду, вывезла из города декорации и театральный гардероб». Во время работы в эвакуации артисты на фоне родных декораций и в прекрасных театральных костюмах показывали спектакли и бесплатные шефские концерты. Позже Иосиф Сталин отметит такую преданность делу и профессии именной телеграммой.
Конец 50-х годов принес переоценку архитектурных взглядов и амбиций. Именно потому, что строительство задерживалось, средств для классического оформления фасадов не было, архитекторы пришли к принятию правильного решения — сохранить уникальный и неповторимый образ театра-трактора. В декабре 1953 г. Ростовским «Горпроектом» был утвержден, как наиболее экономичный, проект восстановления театра со зрительным залом на 1200 мест, разработанный авторским коллективом под общим руководством Николая Семененко. В объеме бывшей северной части здания, использовав сохранившиеся стены и конструкции, создали летний Зеленый театр. Отреставрированный «трактор» вновь открыл свои двери зрителям в 1963 году.
В 1960–70-е гг. в театр пришла яркая, наполненная донским ароматом проза Михаила Шолохова. В 1976 году спектакль «Тихий Дон» получил Госпремию РСФСР им. К.С. Станиславского. Пик своей популярности театр переживал в 80-е годы, когда труппой руководил замечательный режиссер Юрий Еремин. В 1981 году театру было присвоено звание «академический». А с 1996 по март 2013 года бессменным худруком и директором театра был народный артист России Николай Сорокин, который поставил на ростовской сцене множество ярких и популярных театральных постановок. Немало его работ были отмечены на международных театральных фестивалях. Так, его постановка «1812. Фельдмаршал Кутузов» получила призы и дипломы фестиваля в Смоленске в дни Бородинского юбилея (2012 год), ее показывали и в Москве.
Ростовский драматический — не только славная история! 21 октября 2013 года отпраздновал свое 90-летие старейший актер театра — Народный артист СССР (1985), лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1976), лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2000) Михаил Ильич Бушнов. В 1951 году он закончил театральное училище им. Щукина. В 1963 году Бушнов перешагнул порог Ростовского театра драмы и — остался в нем навсегда. С 1961 года Михаил Ильич занимается педагогической деятельностью, преподает в Ростовском театральном училище. Среди его учеников: Александр Кайдановский, Николай Сорокин, Галина Стародубцева, Александр Олешня, Сергей Лозовенко. О своем родном театре мэтр отзывается всегда тепло: «Наш донской театр — это все-таки духовный, или лучше сказать, душевный театр. Со всеми нашими минусами мы чище именно потому, что у нас есть фильтр души». Вместе с Бушновым на ростовской сцене работают Народная артистка Ангелина Кржечковская, Заслуженный артист Виталий Соколовский, Заслуженный артист Олег Ширшин и многие другие. К слову, часто бывает и так, что вместе с Народной артисткой Татьяной Шкрабак в одном спектакле играют ее муж и сын — два замечательных актера ростовского театра драмы — Заслуженный артист России Сергей Власов и Артем Шкрабак.
«За период существования театра какая плеяда великих, выдающихся артистов, мастеров сцены здесь побывала, не только здесь, но и в мире, Европе, на столичных сценах. Совершенно очевидно, что они всегда несли радость людям, очевидно то, что они никогда не отрывались от жизни, а говорили о жизни. Это единый коллектив с удивительным прошлым и не менее удивительным будущим», — сказал, поздравляя театр с его юбилеем, губернатор Донского края Василий Голубев.
В Академическом театре драмы имени М. Горького чтут исторические традиции и оптимистично оценивают свое будущее. В настоящее время театр успешно принимает зрителей сразу на трех сценах — большой, малой и экспериментальной. Репертуар формируется многоадресно, приоритеты — эстетика, хороший вкус, гражданская позиция. Так пожелаем же ему успеха на этом нелегком пути театральной нивы!