27.04.2012
Сам Леванов до премьеры не дожил, он умер в Тольятти в конце декабря 2011 года. Но сценическая история у его «Ксении» уже есть, включая постановку Валерия Фокина в петербургской Александринке.
Фокинский спектакль был выдержан по всем правилам большого стиля, представлял собой действо масштабное, многонаселенное и весьма спорное. Нынешняя постановка Натальи Шумилкиной — полная тому противоположность. «Пьеса в клеймах» (то есть в картинках) разыгрывается в крошечном пространстве Черной комнаты РАМТа с участием всего-то шести артистов.
В спектакле нет никакой ложной многозначительности, излишнего серьеза и уж тем более религиозного фанатизма. Режиссер рискнула поместить историю Ксении в условность площадного лубка. Позволила себе нарисовать сочными, броскими мазками «житие в картинках». Но так, чтобы сквозь потешное отстранение все равно проступила судьба Ксении Петербургской, не столько святой и блаженной, сколько простой русской женщины, для которой «Бог есть любовь». Вместо мужа, неведомого нам Андрея Федоровича, она хоронит себя, Ксению, облачается в мужские одежды, чтобы почивший супруг продолжал жить в ее отраженном свете.
Граф Салтыков (Алексей Блохин), Марфуша (Вера Зотова), Поэт — под сим именем скрывается сам Василий Кириллович Тредиаковский (Виктор Панченко), зазноба мужа Катя (Оксана Санькова) и сам Андрей Федорович (Виктор Потапешкин) — традиционный театральный Хор в его скоморошьем варианте. Каждому дано ярким образом солировать и одновременно остаться лишь «эпизодическим лицом» на жизненном пути Ксении. Она спасет обиженного Ломоносовым Поэта от самоубийства, простит разлучницу, отпустит грехи неверному, но любимому мужу.
Ксения же в очень теплом, «домашнем» и одновременно эксцентричном исполнении Татьяны Матюховой — это и часть этого Хора, и явление исключительное, сбившееся с привычного жизненного хода. Маленькая комедиантка в шутовском колпаке, с нарисованными усами. Женщина, чьи обаяние и мягкость не скрыть никаким скоморошьим обличьем. В спектакле нет того духовного пути, который проходит Ксения в пьесе, с каждым новым «клеймом» приближаясь к святости. Есть лишь намек на это, но имеющий глаза и уши увидит и услышит.
«Ксения Петербургская»
РАМТ.
Автор Вадим Леванов
Режиссер Наталья Шумилкина
Художник Вера Зотова
В ролях: Татьяна Матюхова, Алексей Блохин, Вера Зотова, Оксана Санькова, Виктор Панченко, Виктор Потапешкин