11.05.2016
культура: Вас можно назвать режиссером продленной темы. Увлекаетесь и проводите ее через несколько работ. Сейчас есть лейтмотив?
Скоморохов: Тема семьи. Мне кажется, сегодня это самое главное. Если в семьях будет порядок, он будет и в стране. Репетируем пьесу Ричарда Нэша «Продавец дождя». Сделали свой вариант: наш переводчик за два дня подготовила подстрочник. Оказывается, прежние нарушали смысл. У главной героини, Лиззи, и Старбака, который якобы может вызвать дождь и спасти хозяйство от засухи, есть ключевой диалог. Лиззи ставит мошенника в тупик. Говорит, что не стоит называть ее Золушкой или Эсмеральдой, что жизнь далека от сказок, которые рассказывает Старбак, но в ней есть свои радости: мыть посуду, убирать со стола, готовить обед, ухаживать за отцом и братьями. Отношения в семье для нее дороже всего.
культура: Но ведь умная добрая Лиззи лишена личного счастья, не верит в себя, хотя доверяет всем, в том числе и Старбаку.
Скоморохов: Таково ее воспитание. Старбак признается ей, что он аферист и ни разу не смог вызвать дождь. Она же упрямо доказывает окружающим, что он не обманщик. Дождь-то вызвала на самом деле Лиззи, и он словно смыл ее женское одиночество. Она получает сразу два предложения руки и сердца, но выбирает помощника шерифа. Героиня находит свое счастье. Меня сегодня волнует любовь в семье. Там, где ее нет, происходит разрушение. Об этом — мои последние спектакли.
культура: Какие?
Скоморохов: «Предместье» Александра Вампилова — это первое название пьесы «Старший сын». История о семье, где отец пробует заменить мать. И разочарованно понимает, что этого не получилось. Сын рвется из дома, дочь выходит замуж за не очень симпатичного человека и собирается уезжать. Появление старшего сына-самозванца ставит все на места. Родным детям отец не нужен, а ему — необходим. Семья сохраняется, дети остаются.
культура: Почему Вы выбрали название, от которого драматург отказался?
Скоморохов: Предместье — особый мир, где иные отношения, по-своему течет время, мало что меняется. Я попадаю туда, когда приезжаю в свою деревню в Свердловской области, она всего в 17 км от райцентра. Там нет асфальта — не успели положить. Три года назад свет отрубили из-за аварии и до сих пор не восстановили. Электричество — у половины деревни, у второй — керосиновые лампы. Но у всех побелены палисадники, у всех — порядок на огородах. На лето те, кто обесточен, тянут провод-времянку от соседей, чтобы приехавшие погостить дети и внуки могли включить телевизор и компьютер. Так и живут в XXI веке.
Потом был спектакль «Господа Головлевы» по Салтыкову-Щедрину. Маменька-помещица Арина Петровна, единовластно управляющая имением, по сути сегодняшняя бизнес-леди. Она — в деловых заботах, а на детей нет времени. В них не развиты уважение и любовь друг к другу, потому и гибнет семья.
культура: Существует ли понятие «детская режиссура»?
Скоморохов: Стоит ли повторять аксиомы? К спектаклям для юных зрителей надо относиться серьезно, не играя в поддавки, ставить, как для себя и своих детей. Вкладывать те мысли, которые, по-вашему, должен усвоить родной ребенок. Есть, конечно, режиссеры-шабашники, которые работу над детским спектаклем воспринимают как халтуру: мол, поставлю за месяц. Я же полгода с актерами разбирал «Огневушку-Поскакушку» Павла Бажова, и то казалось, что не все получается, времени не хватает. Разбором пьесы заразился еще в Щукинском училище и понял: сначала надо довериться автору, его постигнуть, после чего — понять, а не покажутся ли твои мысли сочинителю пошлыми. Может, то, что ты напридумывал, не больше чем шелуха? Спектакль «Золоченые лбы» тоже очень долго репетировали, пьесу по сказке Бориса Шергина заказали Ярославе Пулинович, к оформлению привлекли двух художников.
культура: Потому и получились спектакли-долгожители.
Скоморохов: С «Золочеными лбами» ездили по разным фестивалям, взяли много наград, два Гран-при. Успехом пользовались и «Гаврош» по Гюго, и «Двенадцать месяцев» Маршака. Спектакль «Как Баба-Яга сына женила» идет уже два десятилетия, в прошлом году отмечали 400-й показ. Сделаны эти работы всерьез, от души. Никита Михалков хорошо сказал, как один старец ему объяснил, что страшная правда без любви — ложь. Когда мы со сцены внушаем зрителям даже самые верные суждения, но делаем это без чувства, мы врем. Надо любить своих артистов, свою профессию, своих героев, а они-то всякие бывают.
культура: Театр призван воспитывать зрителя?
Скоморохов: Театр — не ликбез, он не учит, не клеймит, не отвечает на вопросы. Он, как и жизнь, ставит вопросы, а ответы — ищите сами. Театр только подталкивает в нужном направлении, помогает не оступиться, предупреждает — что сомнительно, а что хорошо.
культура: А развлекать детей нужно?
Скоморохов: Так много страшного и тяжелого вокруг, что иногда необходимо отключиться и порадоваться. Спектакли веселые нужны и детям, и взрослым. Мне хочется, чтобы репертуар складывался широко: добрые сказки, музыкальные постановки, современная драматургия и, конечно, классика. Но после любой театральной истории ребенок должен выходить с чувством, что жизнь прекрасна и завтра у него все получится. Он сможет водить машину, строить дома, лечить больных. Такую позицию я исповедую. Театр должен вселять надежду и давать заряд положительной энергии. Один наш талантливый режиссер придумал «театр детской скорби», за ним потянулись другие. Для меня это профанация. Я согласен с Зиновием Корогодским, утверждавшим, что детский театр — радость. Мы много с ним говорили и друг друга понимали, хотя он был значительно старше меня. Бесед с ним я никогда не забуду.
культура: Современные подростки стали жестокими и бессердечными, не находите?
Скоморохов: Сегодня утром в одной телевизионной программе услышал верную фразу одной из дам, отвечающей за воспитание детей. Говорила она о том, что мы все время прячемся от проблем и обрубаем хвосты. Лечим результат болезни, не устанавливая диагноз. Недуг не предупреждаем. Допускаем распространение в интернете полной информации о том, где можно попробовать наркотики. Или по телевидению в дневное время и прайм-тайм «крутим» сплошные боевики, полные насилия, со вставками сомнительной рекламы, а потом чего-то хотим от наших ребят. Чего? Повсюду пропаганда абсолютного произвола, вот они и теряют ориентиры. Пора серьезно подумать о том, как растить и воспитывать наше будущее.
культура: Тем более что демографический кризис в стране преодолевается.
Скоморохов: Хорошее начинание президента Путина — поддержать рождаемость. Поначалу я иронизировал, не верил, что кто-то отзовется. А народ откликнулся. У родителей — двое детей, и они решают: родим третьего, нам дадут за это деньги. Так и пошло. Потом поверили не только самые бедные и не только в деревнях. Численность населения в стране стала расти. Правда, материнский капитал можно потратить исключительно на жилье или учебу, а людям-то нужны средства, чтобы жить получше. Почему бы не предоставить возможность на выделяемые деньги сменить мебель, купить холодильник или автомобиль?
Мне нравится и развитие детского спорта, что тоже идет от нашего президента. Во дворах оборудуют детские площадки, появляются спортивные школы и кружки, закрытые в постсоветское время. В Перми ребенок может посещать два кружка бесплатно. Все это правильно.
культура: Существуют ли единые проблемы ТЮЗов на пространстве России?
Скоморохов: Четыре десятилетия я работаю в детском театре: пять — в Магнитогорске, 34 — в Перми. О наших тюзовских бедах знаю не понаслышке. Сегодня повсюду говорят, что театр для детей нуждается в защите, что его надо поддержать, а на деле продолжается обрезание бюджета. Повсеместно. Цены растут, а денег на постановки дают меньше, нам сократили финансирование на 20 процентов. Детские театры по-прежнему влачат нищее существование.
Не секрет, что мы испытываем трудности с драматургией. Проза есть, а детских пьес мало. Особенно подростковых. Выход — заказывать инсценировки, что мы и делали раньше. Но авторов достаточно, а средств нет. Есть общие проблемы с кадрами. Молодые актеры стремятся в столицы. Там, особенно в Москве, находят себе работу — в сериалах, мыльных операх, идут куда угодно и кем угодно. А театральные специалисты? Одесское театрально-художественное училище, которое готовило завпостов, теперь в другой стране. Художников, режиссеров, хореографов приглашаем. Даже хормейстер приезжает к нам из Петербурга. Представляете, какие траты?
Сегодня перед нами возникла еще одна проблема. Президент предложил поднять на местах самую низкую ставку до 10 000 рублей. В правительстве инициативу поддержали. Поначалу мне показалось это правильным, справедливым. Хорошо, что у контролеров, вахтеров, уборщиц, ночных дежурных, пожарных, дворников повысится зарплата. Но денег-то на доплату не дали: изыскивайте за счет экономии собственных средств. Значит, надо каждый месяц находить 120 тысяч!
А теперь возникает другой вопрос. Самый больной. Что начнется внутри труппы? Самая низкая ставка артиста в нашем театре соответствовала прожиточному минимуму — 5600 рублей. Два года назад мы подняли ее до 10 000. За нами потянулись другие коллективы. Теперь же пенсионер-контролер будет получать те же десять тысяч рублей, что и молодой артист с высшим образованием после четырех лет обучения. Завтра актеры или заведующие цехами придут ко мне и скажут: «Мы целыми днями в театре, на репетициях и на сцене, и у нас одинаковая зарплата с уборщицей, которая приходит на несколько часов, с гардеробщицей, что работает только во время спектаклей. К тому же они — пенсионеры, получают еще и пенсии». Что мне ответить? Поднять актерские ставки — нет средств. Ситуацию вспять не повернуть: уже пришло распоряжение о подготовке перерасчета. Вот и вспоминаются советские времена, когда вахтер в театре получал 35 рублей, ночной дежурный — 40, артист после театрального училища — 75, артист с высшим образованием сразу определялся на ставку 90 рублей.
культура: Вы — почетный гражданин Перми. Вас неоднократно приглашали возглавить другие театры, но свой ТЮЗ Вы так и не оставили...
Скоморохов: Скажу честно, ездил в Калугу и Екатеринбург — пробовал поставить спектакли. Понял, что не то, захотелось назад. После «Вишневого сада» и «Вальпургиевой ночи» приглашали возглавить Волковский театр в Ярославле и Омскую драму — даже смотреть не поехал. Меня отличает одно качество — умею критически и с чувством юмора смотреть на себя. Понимаете, не по Сеньке шапка. В профессии я соображаю, но нет во мне того багажа культуры и уровня знаний, что нужны большим театрам. Сейчас мода разная: на театр невербальный, документальный, европейский, «новой драмы». Но кто-то должен сохранять исторические ценности отечественного искусства. Так вот я этим и занимаюсь. Я — охранник. Провинциальный режиссер. Традиционен и консервативен. Ответствен за то время, когда мода, как засуха, закончится и пойдет дождь.