26.10.2015
Большой театр пригласил журналистов на спешно организованный брифинг, в ходе которого генеральный директор ГАБТа Владимир Урин назвал имя нового директора балетной труппы. Еще 30 июля дирекция театра разместила на сайте сообщение о том, что контракт с художественным руководителем балета Сергеем Филиным, рассчитанный до 17 марта 2016 года, по истечении срока не будет продлен. И теперь имя преемника, наконец, объявлено. Им стал Махар Вазиев — признанный знаток функционирования современной балетной компании. Назначенец имеет богатый опыт руководства: тринадцать лет, с 1995 года, будучи де-юре заведующим труппой, де-факто он возглавлял балет Мариинского театра. С 2008-го по настоящее время занимает должность директора балета миланского «Ла Скала». Кандидатура Вазиева числилась среди трех самых обсуждаемых претендентов. Вазиев и раньше получал предложения от главного театра страны. Экс-гендиректор Большого Анатолий Иксанов еще в 2011‑м утверждал, что лучшего балетного худрука найти трудно. Но тогда Вазиев был связан контрактом с «Ла Скала». Связан и сейчас. Судя по краткой речи нового сотрудника Большого, отношения с миланским театром, где его ценят и уважают, он завершит досрочно, весной 2016-го. Новый контракт — с Большим — подписан на пять лет. О труппах, где работал, Вазиев сказал: «Я безумно благодарен Мариинскому театру за опыт, за то, чему они меня учили. Но я также люблю и «Ла Скала»». «Скала», как известно, в переводе с итальянского означает «лестница». Теперь она привела Вазиева на самый верх.
Назначение сколь и ожидаемое, столь и сенсационное для многочисленных ревнителей московских традиций, считающих, что Большим должен руководить человек, имеющий к нему самое непосредственное отношение. На сей раз победила другая традиция: в советские времена московский балет неоднократно укрепляли петербуржцами. В новейшей истории есть и обратный пример — экс-премьер Большого Николай Цискаридзе сегодня возглавляет старейшую балетную школу страны — Академию русского балета имени Агриппины Вагановой. Выпускником этой школы является и Вазиев, его артистическая биография связана с Мариинским театром, в чьих спектаклях он вел премьерский репертуар.
На брифинге Владимир Урин подчеркнул, что Вазиев приступит к работе в марте следующего года. С восточной мудростью Махар Хасанович отклонил все вопросы о перспективах, оговорив, что пока все планы сверстаны, и коллектив работает под руководством Сергея Филина. На вопрос о том, будет ли труппа обновляться артистами из северной столицы, Вазиев ответил: «Если вы идете в Большой, то должны иметь желание работать с теми, кто есть в театре».
Получила продолжение и еще одна будоражащая тема: в конце прошлого сезона Владимир Урин объявил, что должность худрука с марта следующего года упразднят, вместо нее появится директор балета. Ораторы успокоили собравшихся тем, что переименование вызвано исключительно желанием вписаться в мировой мейнстрим, и директор балета будет не только отвечать за кадры, но и принимать прямое участие в формировании репертуарной политики и стратегии развития.
Вкусы нового руководителя разноплановы. Он испытывает пиетет к высокой классике — по инициативе Вазиева в Мариинском состоялись реконструкции исторических версий «Спящей красавицы», «Баядерки», «Пробуждения Флоры» — спектаклей Мариуса Петипа. Тогда же на весь мир прогремели и инновационные проекты Мариинки: впервые поставленные в России опусы Уильяма Форсайта, фестивали с приглашениями звезд-исполнителей, подготовку спектаклей доверяли молодым хореографам. Можно с достаточной долей вероятности предположить, что в Большом снова будет ставить особо почитаемый Вазиевым Алексей Ратманский. Его возобновленная по архивам «Спящая красавица» — недавняя премьера в Милане, а под занавес сезона там же планируется большой проект Ратманского — «Лебединое озеро».
О том, что день грядущий нам готовит, говорить, конечно, рано. Пока артисты балета напряглись — в Мариинском театре об экс-завтруппой отзывались как о темпераментном, горячем, жестком руководителе, умеющем пресекать звездные амбиции — в том числе, методом кнута.
Нельзя исключать переход в Большой из «Ла Скала» супруги Вазиева — замечательной экс-примы Мариинки и тонкого знатока классического стиля, педагога Ольги Ченчиковой, воспитанницы легендарного пермского наставника Людмилы Сахаровой. Да и сбрасывать со счетов конфликтный уход Вазиева из Мариинского театра тоже не стоит: в свое время разногласия с Валерием Гергиевым обсуждались достаточно бурно. Нынешние отношения оба предпочитают не комментировать.
В Большом Махарбек Вази́ев превратился в Махара Ва́зиева — не только гендиректор произносил фамилию с необычным ударением, но и в биографии, напечатанной для журналистов, это было подчеркнуто.