11.05.2012
На мероприятия фестиваля лучше приходить заранее: гостей встречают корзинами с душистой черешней и прохладительными напитками. Припозднившимся приходится довольствоваться исключительно пищей духовной.
В Московской оперетте предлагалась музыкальная версия знаменитой кинокартины «Фанфан-тюльпан». Режиссер Александр Горбань, композитор Андрей Семенов и либреттист Владислав Старчевский определили жанр своего детища как «опереттомюзикл». Такая вот неведомая зверушка, спектакль-микст, где поют, танцуют, сыплют шутками-прибаутками и отрываются по полной.
Известная история про дерзкого шалопая Фанфана, убежавшего от женитьбы в рекруты Аквитанского полка и мечтающего о встрече с королевской дочерью, подана в юмористическом ключе. Впрочем, зная Андрея Семенова как композитора ироничного, автора опер «Нянька-убийца», «Фауст в аду», «Переход Суворова через Альпы» и многих других, ничего иного и не ожидали. Музыкальный ряд «Фанфана» — это блестящий фейерверк остроумных куплетов и лирических арий, способных претендовать на статус эстрадных шлягеров.
Достоинство спектакля — в его многоадресности. Если вы интеллектуал, то сможете, по ходу сравнивая фильм и оперетту, заметить различия в акцентах и посмеяться над комичным сходством короля Людовика (блистательный Юрий Веденеев) с одним из советских лидеров с кустистыми бровями, чья страсть к охоте и рыбной ловле вошла в анналы. Впрочем, ни о каких переносах действия в другие эпохи и его актуализации тут нет и речи. Зрителю предлагают интеллектуальный стеб.
Актерская команда для воплощения этого «хулиганистого» проекта подобралась отличная. Образ наглеца-красавчика Фанфана убедительно получился у Павла Иванова. Гадалка Аделина у Василисы Николаевой прошла сложный путь от дерзкой девчонки-маркитантки до самоотверженной влюбленной, не побоявшейся влепить пощечину самому Людовику XV. Что, собственно, и спасло Фанфана от виселицы. Властная маркиза де Помпадур (Жанна Жердер) и королевский управляющий Лебель (Дмитрий Лебедев) составили прекрасную парочку отъявленных циников, дергающих за нужные ниточки и лихо управляющие королем. Принцесса Анриетта (Вита Пестова), играющая что-то незатейливо-ритмичное на клавесине, явно пародирует аналогичную героиню «Бременских музыкантов». Наконец, в течение спектакля продефилировала галерея бравых солдат — от тупейшего и напыщенного Фьерабра (Вячеслав Иванов) до томного, жеманного де ля Улетта (Алексей Коровин).
Парики, камзолы, кринолины не помешали создать чрезвычайно динамичное действо: темпераментность певцов и оркестра еще более подогревалась Семеновым, выступающим одновременно и в качестве дирижера. Это отнюдь не дебют: маэстро имеет многолетнюю практику работы с театральными оркестрами: сначала в «Эрмитаже» под руководством Михаила Левитина, а теперь и в Театре сатиры, занимая там пост главного дирижера. Руководит Семенов музыкантами просто великолепно: для премьерного показа, где всегда что-то бывает недоделано, не обкатано, ансамблевое качество оказалось идеальным.