09.04.2015
Есть такое поверье: в год, когда этого не случится, на Земле воцарится антихрист, а затем придет и конец света. Однако, воодушевляя миллионы верующих, это не объяснимое физикой и химией явление вызывает у многих людей стойкую неприязнь, а то и желание высмеять «фокусы церковников». В последнее время в кампанию по «разоблачению» чуда вслед за католиками и протестантами включились даже иные священнослужители РПЦ, например дьякон Андрей Кураев.
Ежегодное пасхальное схождение огня не только описано «тысячеустно», но и многократно зафиксировано фото- и видеосредствами, равно как и все предшествующие этому событию ритуалы. Кувуклия (по-гречески опочивальня) — маленькая часовня в центре Ротонды Храма Воскресения Христова проверяется трижды представителями католической, армянской и коптской церквей на предмет отсутствия скрытого источника огня. Патриарха Иерусалимского и армянского архимандрита перед входом в нее оставляют в одних тонких подрясниках, исключающих возможность пронести спички или зажигалку. Когда же в Иерусалиме господствовали турки, янычары с обнаженными ятаганами не гнушались и обыска иерархов. «Турецкий фактор» здесь до сих пор весьма значим: землей и ключами от Храма Гроба Господня уже много веков владеет семья Нусейбе. Османская стража (кавасы) — по-прежнему сопровождает пасхальную процессию, наряду с израильской полицией следя за порядком.
А незадолго до этого в пещеру Гроба Господня вносят большую потушенную лампаду, в которую должен сойти главный огонь, и 33 свечи — по числу лет земной жизни Христа. Затем обоих предстоятелей закрывают, накладывая на вход огромную восковую печать. Само явление чуда каждый раз происходит похожим и непохожим образом. Иногда с чистого неба раздаются раскаты грома, по стенам храма пробегают белые и синеватые блики. Народ начинает голосить на разных языках, многие плачут от счастья. Пара секунд, и весь храм по кругу словно опоясан молниями и вспышками, «стекающими» по стенам и колоннам, разливающимися по всей площади среди паломников. У людей сами вспыхивают в руках свечи, загораются боковые лампады часовни — кроме... 13 католических.
Двери Гроба открываются: православный патриарх благословляет паломников и раздает Благодатный огонь. Ни с чем не сравнимое чувство совершенной неземной радости в душе хотя бы на несколько минут приходит ко всем — даже не слишком верующим людям. Огонь расходится после этого по многим близлежащим домам, в том числе тем, где хозяева — не христиане. Его приносят и в мусульманские мечети. Правда, иудеи упорно не приемлют чудо.
В общем, у действа за столетия выработались свои правила, запреты и роли участников. Как в любом регулярном массовом мероприятии. Только вот первопричина, распорядитель «шоу» и способ реализации остаются тайной. Сколько бы ни пытались их «разоблачить».
Так, скажем, в IX веке арабский градоначальник Иерусалима решил «остановить обман» радикально: приказал вместо обычных фитилей вставить в лампады Кувуклии медные. Но Благодатный огонь при многих свидетелях сошел и зажег медь! Об этом свидетельствуют как греческие (Никита Клирик), так и мусульманские (персидский энциклопедист Аль-Бируни) источники. Ранее, еще во II веке Иерусалимский Патриарх Нарцисс I из-за нехватки масла благословил налить в лампады у Гроба Господня воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь зажег ее, да так, что она горела затем всю пасхальную службу. Об этом пишет Евсевий Памфил в «Церковной истории».
Представители Римской церкви всегда относились к явлению небесного огня с ревностным подозрением. Дело в том, что тот сходит только перед православной Пасхой — по юлианскому календарю, причем исключительно в присутствии православного церковного предстоятеля, что проверено экспериментально. Поэтому «пинкертонами» выступали в разные времена не столько мусульмане, бывшие до ХХ века хозяевами Палестины, сколько обиженные представители других христианских конфессий, например католической и армянской. В 1099-м, после завоевания Иерусалима крестоносцами, католики стали откровенно притеснять местных православных. В Великую Субботу перед Пасхой 1101 года их не пустили в Храм Гроба Господня. Но напрасно оглашали храмовый купол латинские молитвы, а разодетые рыцари склоняли колени — огонь не сходил. Тогда иерусалимский король Балдуин I увел латинян, но вернул православных палестинцев и сирийцев, горячо молившихся. И Благодать пролилась с неба...
Еще один яркий пример вразумления свыше случился в 1579 году. Священники Армянской апостольской церкви, в нарушение традиции, добились от султана Мурада Правдивого разрешения принимать Благодатный огонь, удалив из храма все остальные христианские конфессии. Почти сутки молился армянский патриарх в Кувуклии, но тщетно.
И тогда белая молния с неба ударила в колонну у входа в храм, рядом с которой находился православный предстоятель Софроний. Разлетевшиеся огненные брызги зажгли свечи.
Разгневанный турецкий паша сгоряча хотел отрубить голову католикосу. Но потом, смилостивившись, постановил в память об этом случае на Пасхальной церемонии ему всегда идти сзади православного патриарха и впредь получать Благодатный огонь только из его рук. Обычай этот строго соблюдается до сих пор, а колонну с глубокой трещиной и сегодня показывают паломникам.
Так что же означает нынешний поток «разоблачений» иерусалимского чуда, в который включаются и некоторые представители православного клира? Христианские критики «огненного ажиотажа», указывают на то, что иные увлеченные люди в пасхальную ночь вместо службы в храме спешат во Внуково, куда с 2003 года сотрудники Фонда Андрея Первозванного доставляют на самолете Благодатный огонь из Иерусалима. Рассуждают о подмене веры в Христа верой в огонь, о некоем «чудобесии».
Но что бы ни происходило в головах и душах отдельных людей, чудо-то реально свершается. Говорить всерьез про хитрые спрятанные лампады (по нынешним реалиям — некие мини-зажигалки), «сговор с властями ради доходов от турбизнеса» — значит, прежде всего, обвинять патриархов и архиереев, многие из которых канонизированы, в циничном обмане паствы в течение веков. Кроме прочего, это спор с сотнями тысяч свидетелей чуда разных конфессий и даже религий, с фактами, не укладывающимися в рациональные схемы, но явными и задокументированными.
Чудо на шкале осциллографа
Идея провести приборные замеры около Гроба Господня у членов экспертной рабочей группы РПЦ по описанию чудесных явлений возникла еще в середине 90-х. Но осуществить ее удалось только в 2008-м. Об этом рассказал «Культуре» Александр МОСКОВСКИЙ, физик-теоретик, долгие годы проработавший на профильном факультете МГУ и преподающий в РПУ им. Иоанна Богослова.
— Коллеги посоветовали привлечь Андрея Волкова, завсектором Курчатовского института, кандидата физико-математических наук, специализирующегося по низкотемпературной плазме. Он собрал цифровой осциллограф размером с ладонь и присоединил его к ноутбуку с соответствующим ПО — весь комплект был помещен в специальный кейс. Официально мы вошли в состав телегруппы продюсера Саиды Медведевой, снимавшей фильм о Благодатном огне. Поскольку Волков числился звукоинженером, он на «законном» основании расположил свою аппаратуру рядом с местом телесъемки, непосредственно у Кувуклии. Весь день, предшествовавший схождению огня, прибор не переставал работать. Сам Андрей Александрович находился в Храме Гроба Господня. Наконец, примерно за минуту до явления чуда аппарат зафиксировал могучий длинноволновой всплеск радиоизлучения на очень низких частотах, по мощности (но не спектру) сравнимый с включением крупного сварочного аппарата.
Накануне был произведен замер общего электромагнитного фона в храме и составлены таблицы излучений самых разных приборов, которые теоретически могли работать рядом. Пойманный всплеск был не похож ни на какой из них. Уже вернувшись в Москву, Волков со своим «спецкейсом» побывал на службах во многих столичных храмах, на стадионах и театральных премьерах. Он хотел проверить в качестве возможной причины электромагнитного «взрыва» бурные человеческие эмоции. Но ни один красивейший гол, ни один спектакль не дали ничего близкого тому, что бесстрастно отметили датчики у Гроба Господня.
Результаты уникального эксперимента были публично озвучены сначала на физфаке МГУ, а затем на секции «Христианство и наука» XVII Рождественских образовательных чтений.
— Реакция общества оказалась очень разной, — продолжает Александр Московский. — Другие физики отнеслись к нашему эксперименту со сдержанным интересом, воинствующие атеисты заклеймили Волкова как «мракобеса», а наше церковноначалие хранило гордое безмолвие. Сейчас Андрей работает по совместному проекту в одной из европейских стран, но, насколько мне известно, был бы не против продолжить опыты, начатые ранее в пасхальном Иерусалиме, в расширенном режиме.