12.03.2015
культура: Науку нередко противопоставляют религии, а в Вашей жизни они связаны. Как это получилось?
Заридзе: Меня с детства волновал вопрос: живет ли душа после смерти и в чем смысл нашего существования? Но мой отец преподавал в университете политэкономию и научный коммунизм, поэтому говорить о Боге в нашем доме было не принято. Я пытался найти ответы рациональным путем — изучал законы естествознания и в какой-то момент понял, что душа непременно должна жить всегда, как, например, волна, на которой работает радиоприемник, — ведь когда он ломается, индивидуальная волна продолжает быть. Точно так же и тело умрет, а мое «я» продолжит существовать.
Этот факт я хотел познать с научной точки зрения, может, потому и выбрал биофак, занимался физиологией нервных импульсов. Позже в поисках ответов поехал в питерский Институт мозга, где хотел найти хоть что-то важное, связанное с нейрофизиологией смерти. Нашел. Эти исследования известны: ученые фотографировали в высокочастотных разрядах умирающих людей, и в момент клинической смерти пленка фиксировала, как от тела отделялась шарообразная структура диаметром в десять сантиметров и уходила вверх. Против всех законов физики...
Я тогда ясно осознал, что моя научная диссертация по большому счету будет никому не нужна, и уж точно ни радости, ни любви никому не принесет. А служа Богу, я буду помогать и своей собственной душе обрести гармонию, и, возможно, конкретным людям — обрести священное знание, покой и поддержку уже в этой, земной, жизни.
В 1982 году судьба испытала меня на прочность — подкосила тяжелая болезнь. Понадобились годы, чтобы поправить здоровье, а тогда я был на волосок от смерти — мое тело, не подававшее признаков жизни, увезли в морг. Но я пришел в сознание в полной уверенности, что «тот мир» есть. Я знал теперь совершенно точно, что «там» Бог решал вопрос: оставить меня на покаяние на земле или нет.
культура: Несколько месяцев назад Вы осуществили свою давнюю мечту — открылся детский приют при вашем храме. Говорят, это далось Вам нелегко...
Заридзе: Да, еще в 2008-м, не имея средств, но с Божьей помощью мы всем миром приступили к стройке. Я сердцем чувствовал необходимость этого богоугодного дела. Помощь поступала не только из Воронежской области, но и других регионов: Москвы, Липецка, Тамбова. В итоге получился теплый дом для детей, оказавшихся на обочине жизни. Это не совсем приют в привычном понимании: мы обустроили десять квартир, в каждой — четыре комнаты, где могут проживать по шесть ребят вместе с патронатной мамой. В их распоряжении — просторная кухня с холодильником и плитой, комната для занятий, ванная со стиральной машиной и два санузла. Все по-домашнему уютно и красиво.
Но так получилось, что первыми постояльцами стали жители юго-востока Украины, бежавшие от войны. С мая прошлого года мы приняли около 980 человек, в том числе детей. Те, кто затем перебирался на постоянное место жительства, получал от прихода и неравнодушных прихожан помощь — деньги, вещи, посуду, постельное белье. Что касается детей из Новороссии, то мне особенно отрадно, что теперь они смогут сформировать для себя новую картину, понять, что дружба и любовь сильнее вражды и ненависти.
культура: А какие главные качества Вы воспитываете в детях?
Заридзе: Человека, даже маленького, переделать невозможно. Но мы пытаемся направить его в правильное русло, помогаем развивать все хорошее, а негативное нивелировать. Лучшим помощником в этом является простая беседа, объяснение ребенку последствий его проступков. Дети не всегда могут заглянуть в будущее, а мы им обрисовываем перспективу: будешь ругаться дурными словами, в твоем сердце поселится ненависть, начнешь сеять вокруг себя злость, близкие станут относиться к тебе плохо. Сделал гадость — получишь в три раза больше. Хочешь этого? Даже малыши задумываются...
Моя методика проста. Она основана на жизненном опыте, заповедях Божьих и любви. Без любви ничего хорошего не получается. Я молюсь за детей, потому что молитвой можно многое решить. Ведь человек — это совокупность духа, души и тела, которые без благодати Божьей потенциально разрозненны. Человек без Бога теряет целостность своего существа. И здесь крайне велика миссия священнослужителя. Из-за дефицита общения со священником даже у взрослых людей возникает очень много вопросов — к Богу, к церкви, к судьбе.
культура: Вы приравниваете молитву к целительной энергии?
Заридзе: Все виды энергии, которые есть во Вселенной, созданы Богом. Тепловая, световая, кинетическая, потенциальная... Человек научился различным образом определять их частицы и оперировать ими в своих исследованиях. Но есть еще один вид энергии — благодать Божья, которая исходит от Его сознания. Это идеальный и недоступный для человека вид энергии, который мы не можем пощупать, измерить, зафиксировать, но можем почувствовать по проявлениям. Взять, к примеру, схождение Благодатного огня в канун Воскресения Христова в Иерусалиме — это яркое проявление благодати. Необжигающий огонь противоречит всем известным законам физики.
Божественная энергия дает импульс для движения ядра в любом атоме. Нет других причин! Сама по себе жизнь противоречит земному закону термодинамики, который гласит, что все самопроизвольные процессы в природе идут с увеличением энтропии. То есть хаос может только порождать хаос, а жизнь — это усложнение процесса, значит, она не естественный природный закон, а подарок Всевышнего.
Только Богу подвластно нарушать все земные законы. Возьмем закон сохранения вещества. Как объяснить появление маслянистой влаги на иконах или мощах святых? Капли берутся из ниоткуда и стекают струями вниз, причем мироточить может и бумажная икона, и металлическая. Опять же против всех законов физики. А как объяснить, что вот уже почти 1700 лет тело праведника Спиридона Тримифунтского пребывает в неповрежденном виде: у него сохранились мягкие ткани, которые имеют температуру живого человеческого тела — 36,6 градуса?
культура: Став священником, Вы не отказались от научного познания мира?
Заридзе: Конечно, нет. Наука и вера — лишь разные способы исследования. Более того, наука, как вы помните, вышла из церкви, из монастырей.
Многие сегодня об этом не знают, да и вообще, будучи рационально воспитанными в русле псевдонаучного образования, считают подобный исторический факт нонсенсом. Именно поэтому мы и организовали Объединение православных ученых, куда входят более 250 авторитетных россиян со всех уголков страны. Сейчас наши ряды пополнились также представителями из Болгарии, Сербии, Польши, Греции. Я убежден, наука должна иметь морально-нравственное лицо, чтобы действовать людям во благо, а не во зло.
Ученые нашего Объединения тоже занимаются познанием мира. Одно из последних исследований — изучение чуда, происходящего ежегодно в храме острова Кефалония в празднование Успения Божией Матери. Засохшие сорванные лилии, лежавшие как украшение киота более четырех месяцев, не имеющие корня и воды, распускаются и цветут. Один из цветущих стеблей наши ученые взяли на исследование и доказали, что имеют дело с абсолютно жизнеспособным, настоящим растением. Ну и, разумеется, в рамках Объединения мы проводим беседы со школьными преподавателями «Основ православной культуры». К сожалению, многие из них пока очень отдаленно представляют себе суть предмета.
культура: Вы интересуетесь светской жизнью, политикой?
Заридзе: Политику не люблю. Но как гражданин своей страны хочу, чтобы правда и добро всегда торжествовали. Понимаю, что дьявол не перестанет искушать людей, но люди могут и должны обороняться и спасаться от дьявольского воздействия.
В мире немало тех, кто заинтересован в уничтожении Православной церкви, в том, чтобы всеми средствами ее опорочить, обесчестить, осрамить. На эти цели выделяются огромные средства, которые отрабатываются политиками, «экспертами», средствами массовой информации. Помните заявление бывшего министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта о том, что именно Православие представляет главную угрозу для западной цивилизации?
культура: Каким образом, мы, россияне, каждый на своем месте, можем дать отпор западной пропаганде?
Заридзе: Рецепт очень простой — надо укреплять веру в себе. Вера — это великая ценность. Если вера будет крепкой, Россию ждет колоссальная перспектива в будущем. Если же она будет утрачена, мы станем рабами на чужих плантациях.
И, наконец, надо все сделать, чтобы противостоять тем интервенциям, цель которых — окончательно рассорить и разделить народы, некогда объединенные в СССР. Хочу напомнить историю Византии, которая выстояла против войн, грабежей, но именно жесткий национализм поставил точку в ее существовании. Когда между людьми появляется разобщенность, выяснение отношений на почве национальностей, рушатся все основы. Когда один человек считает, что он на гривну дороже, чем его сосед, — это не от большого ума. Каждый христианин должен осознавать себя «гражданином Неба», понимая, что перед Богом нет национальностей. Тем более, что все мы дети Адама и Евы, по сути, родственники.
культура: А в чем Вы видите главную угрозу для современного российского общества?
Заридзе: В дохристианские времена у многих племен и народностей практиковались дикие нравы: принесение в жертву людей, бахвальство убийством женщин и детей, половая распущенность и т.д. Нравы скотские — обычаев никаких! Христос дал людям совсем другие принципы, общечеловеческие ценности — мы сейчас по ним живем. Но сегодня процветают и попытки ренессанса разного рода мерзостей, потакание низменным чувствам и извращениям, разрушение института брака. И все это выдается под соусом свободы личности. Никакой свободы в этом нет, это нарушение Божьих заповедей. Распущенность не может быть свободой.
культура: Но честнее ли вести себя непотребно с крестиком на груди?
Заридзе: А кто сказал, что так нужно поступать? Я верю, что люди должны осознанно прийти к Богу, должны понимать основополагающие принципы веры, осознавать смысл всего происходящего, должны знать, в кого они верят и зачем — иначе это слепая вера.
Наш приход проводит активную разъяснительную работу среди прихожан. Для дошколят при храме действует досуговый центр «Теплый дом». Мы выпускаем научный журнал, четыре газеты, в том числе детскую, молодежную и для многодетных семей. Детская киностудия «Журавлик» снимает мультфильмы. Есть свой Театр зверей с дрессированными кошками, собаками, петухами, крысами, хомячками.
В воскресной школе обучение ведется по 11 предметам, среди них — музыка, хоровое и церковное пение, лепка, керамика. И, конечно, закон Божий.
Два года назад по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия запустили семейное музыкально-разговорное «Радио Благовестие» на частоте 73,55 УКВ.
культура: Не могу не спросить о впечатлении, которое произвел на Вас Владимир Путин, побывавший на Рождественском богослужении в вашем храме...
Заридзе: Я, признаюсь, очень обрадовался его приезду. Я увидел перед собой искреннего христианина, глубокого человека, который обладает громадной силой духа, чтобы говорить правду. Это сегодня мало кто может себе позволить.