28.02.2014
Последние тефтельки
Тяжелая бронзовая люстра, покрытые крахмальными скатертями длинные столы, фарфоровая посуда, герань на окнах. На стене золоченый Деисус. В торжественной обстановке большой трапезной вкушают пищу студенты Сретенской семинарии, сейчас их около 120 человек. Братья довольствуются меньшим помещением. Сюда они приходят лишь по воскресеньям — на праздничный обед. И в пост.
В эти дни монахи и семинаристы обедают вместе — мяса, исключенного из рациона братьев, студентам тоже не подают.
Келарь Сретенского монастыря иеродиакон Феофан приглашает пройти на кухню. Огромные чаны, плиты, вытяжные шкафы, холодильники. Матушки — вольнонаемные помощницы — лепят какие-то невероятно ровные рыбные тефтельки. До начала Первой седмицы еще несколько дней.
— А вот и наш высокодуховный повар высшего разряда, — шутливо приветствует монастырского шефа отец Феофан. — Он закончил Московский пищевой колледж, потом семинарию, и временно спустился с вершин мудрости к плотским низинам. Скажи пару слов...
— Что сказать? — как, наверное, и большинство поваров, Максим Воронин не слишком охотно отвлекается от своего священнодействия. На противне шкворчат блины. В последние дни мясопустной недели они — фавориты меню.
— Что-нибудь доброе скажи!
— Скоро мне будет проще, — подхватывает ироничный тон Максим, — в первую неделю поста придется разве что печь картошку, варить свеклу, морковь и открывать банки с соленьями.
Первая и Страстная седмицы — самые строгие периоды поста. В монастыре в эти дни сухоядение — простейшим образом приготовленная растительная пища без масла. Трапеза один раз в день. Сразу после утреннего богослужения, которое начинается в семь утра и длится до полудня.
Мирянам по Типикону в будние дни вообще-то тоже положено есть один раз, а в субботу и воскресенье — дважды. Конечно, полностью запрещаются скоромные продукты: мясо, яйца, молочное. Рыба — только по великим праздникам: на Благовещение и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается полакомиться икрой. Однако, прежде чем начинать поститься, лучше посоветоваться с духовником, а не соблюдать по «букве».
— Некоторые братья, — сочувственно вступает в разговор круглолицая матушка, — и вовсе не вкушают.
— Даже кофе не выпьют?
— Кофе можно, — успокаивает отец Феофан. — Отказ от еды — самостоятельно взятое обязательство, я бы даже сказал, подвиг. Не только монахи, некоторые прихожане могут по две недели ничего не есть. Но это ни в коем случае не значит, что непременно надо следовать их примеру. Все зависит от физических возможностей и душевного состояния.
Как бес яйцо варил
Гастрономическая составляющая — не суть поста. Существуют и другие телесные послушания, например ограничения в сне. Братья спят по четыре-шесть часов в неделю, если по силам и с благословения духовника или наместника. А вообще, как говорят священники, и это — дело десятое. Пост — особое состояние, когда душа, стремящаяся избавиться от плотских желаний и дурных помыслов, старается увидеть Бога. Что же до гастрономии, правило простое — не есть людей.
На кухню заходит один из братьев, приводит рабочих. «Хорошие люди, покормите их!» Матушки собирают на стол. Сегодня на обед морковный салат, вегетарианский борщ, макароны с лососем. Предлагают отведать блинов со сметаной. Сметана и кефир — свои, из хозяйства в Михайловском районе Рязанской области. Там же — огороды, где выращивают картофель, баклажаны, помидоры, огурцы, кабачки. Все очень вкусно. Сметану хочется незаметно прихватить с собой. Жаль, тары нет.
— Не трудно, — спрашиваю у отца Феофана, — Вам посты выдерживать? Сейчас, наверное, привыкли, а в первый раз?
— Живо помню свой первый пост в Псково-Печерском монастыре в 90-е. Был там работником. У них роскошный яблоневый сад, плоды прямо на землю падают — сочные, сладкие. Сорвал пару яблок, съел — за день-два до Спаса. Признался на исповеди схиархимандриту Александру (Васильеву). Он говорит: «Яблок поел? Ну ничего, недельку после Спаса не ешь». Вот такое наказание. А один мой товарищ рассказывает, что до сих пор не может спокойно проходить мимо кур гриль. Он ехал на поезде по делам в Москву, думает, ладно, в дороге пост ослабляется. Вышел на станции, а там эти самые куры... И аромат такой разносится... Тогда удержался. Падшие духи, — сказал себе, — искушают. Но куры до сих пор по ночам снятся.
Среди прихожан ходит байка о том, как один из молодых монахов в разгар Великого поста варил в кружке кипятильником яйцо. Зашел к нему настоятель. «Не стыдно тебе, до чего твоя голова додумалась?» А он в ответ: «Это не я. Это бес мне сварил». Всякое бывает. Нарушил? Подумай, чего твое послушание стоит, загляни внутрь себя, признай слабости, немощи. Оступился, упал — вставай, иди дальше.
Пить или не пить
Соблазнам в пост несть числа. Например, мясо и колбасные изделия, которыми завалены все прилавки, да еще и со скидкой. В магазинах говорят, эти товары не раскупаются. Другой соблазн — вино. Вроде не рыба, не мясо — можно.
В монастыре пить или не пить — зависит от устава. В Сретенском алкоголь по уставу вовсе запрещен. Где-то вино подают на двунадесятые праздники: Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. На Афоне, рассказывают, есть один монастырь, расположенный в низине, где вызревает лучший виноград. Пьют там довольно часто. Объясняют: место нездоровое.
— Их можно понять, — смеется отец Феофан, — в Греции чая нормального нет. Вместо него отвар травяной, жидкий. Сами об этом знают. Приезжаю как-то, спрашиваю: «Have you got teа?» Они в ответ: «Нот ти. Только «цай».
— Однажды мы с товарищем поехали на Афон, — подхватывает один из рабочих, — он взял сына-подростка. Тот курит. Поставил условие — бросишь, поедем. Прошлись по христианским святыням: Афины, Магнисия, Салоники. Стоим у парома на Афон. Выходят белые священники в скуфейках, с бородами, достают сигареты. У парня культурный шок: «Пап, смотри, они курят!» Один из греков поворачивается: «А вы цай пьете!»
Самое большое ослушание в пост — не колбаса и не сигарета. Грех уныния.
Даже страхи, тревожные мысли, гневливость, хоть и плохи, но не так. Все-таки они от желания жить, уныние — от нежелания. Что делать, если справиться с тоской не получается? Отец Феофан советует начать с исповеди и причастия.
— Православные верующие и так благословлены на пост, но если вы решились на это впервые, не поленитесь, сходите в церковь. Посоветуйтесь с духовником. Лучше взять на себя облегченный пост, например, отказаться от мяса, чем строго держаться буквы закона и злиться на весь свет. Сидит такой святоша и все время фыркает: «Фу, там майонез!» Спаситель был с грешниками, а не с фарисеями, которые соблюдали формальности, выкидывая духовное содержание Ветхого Завета.
Признайся, что немощен
Мне думается, что в миру пост держать вообще очень непросто. Все едят пирожки какие-нибудь сдобные. А ты только носом водишь: «Мне нельзя!» В таких случаях, наверное, лучше даже что-то «неправильное» съесть. Гордыня опаснее?
—Да, гордость отдаляет нас от Бога, затуманивает душу и, как сказано в Священном Писании, «Блаженны чистые сердцем яко Бога те узрят».
— Вы говорили о смирении, о чистоте помыслов. Но вот опять же — в офисе или в транспорте кто-нибудь обязательно выведет из себя...
— Вот-вот, это самое трудное. К агрессивным людям надо относиться снисходительно, они потерялись. Можно произнести про себя молитву: «Господи, помилуй меня грешного».
— А если такая снисходительность еще больше раззадорит?
— От ситуации все зависит, но как сказано: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов». Нужно стараться прощать немощных духом. Искренне. Если взял на себя такой подвиг и не ответил, но внутри себя порезал обидчика на куски и закопал, — значит, ничего не вышло. Признай, что и ты немощен. Вообще, если уныние и злость одолевают, можно взять на себя правило молитвенное. Оно и в более сложных ситуациях помогает. У нашего товарища сына послали в Чечню. Он тогда еще постриг не принял. Они с матушкой каждый день читали акафист и псалтырь. Сын вернулся без единого ранения.
— Молитвы самостоятельно можно выбирать?
— Лучше с духовником. Есть риск перемолиться и впасть в прелесть. Это жуткое состояние, когда ты мнишь о себе то, чем не являешься. А падшие духи начинают нашептывать: ты святее всех святых.
Трапеза подходит к концу. Задаю сакраментальный вопрос:
— Как приготовить что-нибудь изысканное из постных продуктов? Да и вообще, гурманство — не нарушение?
— Скорее, утешение. Один из великих даров, как говорил Анатолий Великий, рассуждение. Рассуждайте — когда это утешение, а когда — уже искушение и грех. Пост помогает душе взять верх над плотью, а когда тело начинает владеть душой, она истощается. Вкусности монахам ни к чему. Миряне, конечно, стараются и в пост себя побаловать, но тут важно не перегнуть, иначе духовная практика превращается в диету. Помню случай в Киево-Печерской лавре. Там мироточивые главы в Дальних пещерах. По воскресеньям служится литургия. Много народу, и бесноватых приводят — миром помажут, им облегчение. А в пещерах душно, стоять тяжело. Так вот, две девушки ждут своей очереди. С виду нормальные, но потом становится понятно: их бесы между собой беседу ведут. Один говорит: «Сейчас нас будут жечь-жечь-жечь!» — «Ну ничего, потом домой пойдем, оттянемся». — «Так нельзя же ничего. Пост». — «А мы приготовим чего-нибудь постненького, но вкусненького, и винца выпьем. Кагора».