Татьяны милый идеал

Татьяна УЛАНОВА

25.01.2013

25 января все православные молитвенно отметят день памяти святой мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших. А учащиеся вузов, независимо от пола, имени и вероисповедания, будут гулять и веселиться: с 2005 года 25 января — официальный День российского студенчества.

В 1755 году императрица Елизавета Петровна одобрила прошение своего фаворита Ивана Шувалова об учреждении в Москве университета. Такой подарок 27-летний камергер сделал своей маме Татьяне Родионовне. На именины. Сегодня в альма-матер многих из нас празднования проходят с размахом. Что-то подобное было, наверное, в конце ХIХ века, когда, по воспоминаниям Чехова и Гиляровского, гулял весь город.

За неделю до праздника в МГУ начинают вручать премии. Затем — торжественное заседание, интернет-конференция ректора, гала-концерт. Но главное — студенческий «огонек» с участием Виктора Садовничего и питие медовухи, без которой Татьянин день в ГЗ (главном здании университета) уже и представить невозможно. В социальной сети вывесили объявление о проведении среди «эмгэушниц» конкурса «Татьяна 2013». Организаторы призывали «лайкать». Тут же искали красивую и обаятельную тезку святой мученицы, владеющую ораторским мастерством, способную выступить на «огоньке» с речью — на вакантное рядом с Виктором Антоновичем место.

В последние годы широко отмечаемый по всей стране День российского студенчества потеснил православный праздник. Некоторые, даже взрослые, с удивлением узнают, что Татиана — святая мученица. И к отечественной истории, притом что имя во всем мире считается абсолютно русским, никакого отношения не имеет.

Родилась она в семье, как теперь сказали бы, высокопоставленного римского чиновника. Супруги-христиане окрестили новорожденную дочь, привили Татиане любовь к Богу и дали хорошее образование. Хотя в то время веру в Господа еще приходилось скрывать — богослужения совершались в римских катакомбах тайно. Татиана выросла умницей и красавицей. Женихи выстраивались в очередь. Но девушка решила отдать свое сердце Христу. И остаток жизни провела в страданиях, не переставая верить в Бога и усердно молиться. Ее били плетьми и железными крюками, бросали в клетку со львами и в костер. А она каждый раз встречала мучителей с улыбкой. Увидев ангелов, окруживших стойкую христианку, некоторые воины уверовали в Господа и были тут же казнены. Саму Татиану, когда терпение лопнуло, истязатели обезглавили мечом. После гибели дочери отец ее открыто заявил о вере в Единого Бога. И также был предан мученической смерти. Произошли эти страшные события в 226 году от Рождества Христова. За 99 лет до того, как христианство стало официальной религией Римской империи.

Еще несколько лет назад в Москве существовал лишь один «Татианин храм» — домовая церковь МГУ, освященная в 1837 году святителем Филаретом (Дроздовым). В 1918-м она была закрыта. Сначала здесь располагался клуб, а в 1958-1994 годах — студенческий театр. Благодаря патриарху Алексию II и руководству МГУ в 1995-м храм мученицы Татианы на Герцена, 1 (к этому времени улице было возвращено историческое имя Большой Никитской), был вновь открыт для верующих, теперь — как патриаршее подворье. В нынешнем году праздничным утром 25 января Божественную литургию в храме в очередной раз совершит Святейший патриарх Кирилл. А спустя два дня, в воскресенье, пройдет традиционный приходской бал. Как гласит афиша: для всех, кто чувствует себя молодым.

Недавно в рамках уже ставшей знаменитой «Программы 200» (проекта строительства храмов в «спальных» районах столицы) в Москве началось строительство еще одной церкви во имя святой мученицы Татианы Римской — в Люблино. Женщины, прислуживающие во временном здании, обитом вагонкой, говорят: «У нас окликнешь Татьяну — обернутся сразу несколько. Да и батюшка после исповеди рассказывал: «Наверное, Бог увидел, как много здесь Татьян, и благословил возвести такой храм». Кстати, новое веяние в России — строительство церкви именно в честь покровительницы студентов, часто — рядом с крупнейшим вузом города. Традицию уже подхватили Екатеринбург, Самара, Оренбург, Смоленск, Воронеж, Петербург, Чебоксары, Йошкар-Ола, Пенза…

Для меня, выпускницы МГУ, Татьянин день — праздник вдвойне. Хотя журфак я окончила за год до возобновления богослужений в домовой церкви, расположенной фактически в том же здании. И за 11 лет до президентского указа о Дне российского студенчества. В наше время в ДАСе (Доме аспирантов и стажеров) на улице Шверника особые поводы для «пития медовухи» были не нужны. Да и экзамены я, как правило, сдавала досрочно. До 25 января, когда отмечалось окончание сессии. А вот именины в последние годы почитаю все больше: в Татьянин день с радостью вспоминаешь беззаботную студенческую жизнь — а в день рождения поневоле задумываешься о возрасте… И имя свое люблю. В том числе, за вариативность. Хотя назвали меня, можно сказать, случайно. УЗИ в те времена еще не было. Родители думали о сыне, мечтая назвать Иваном — в честь моего, тогда уже покойного, деда. Но получилось по-другому. Мама написала папе: «Ждали Ваньку — родилась Танька». Вот и все. Естественно, ни по каким святцам не сверялись. Православных календарей не было… Спустя много лет в новом Покровско-Татианинском соборе в Чебоксарах мама молила Бога, чтобы он послал ей внука. И вымолила.

С греческого наше имя переводится как «учредительница, устроительница». Бог миловал — мне не приходилось встречать на своем пути откровенных неудачниц, носящих имя святой Татианы. С непростым характером — да, попадались. Может быть, даже преобладали. Но главное — большинство Татьян заставляли себя крепко уважать. Сформировался даже short list тезок, которых хотелось бы отметить особо.

Ларину — за фразу «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

Лиознову — за «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны».

Доронину — за те же «тополя» и особливо — за песню Пахмутовой.

Пельтцер — за «Приключения желтого чемоданчика», «Вам и не снилось…» и «Поминальную молитву» в «Ленкоме».

Самойлову — за «Летят журавли».

Парфенову — за непревзойденное чувство вкуса в создании одежды, оцененной Русским музеем, и при этом носибельной.

А также одноклассницу Таню Андрееву — за ее трех сыновей.

Ну, и от всех тезок — Святая мученице Татиано, моли Бога о нас!