Спас на любой вкус

Алла КРАСИНСКАЯ

30.08.2012

«Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты подают». Медовый, Яблочный, Ореховый — три Спаса сменяют друг друга в течение августа, и каждый из них, согласно народным традициям, следует отмечать особенным образом.

На первый Спас и нищий медку попробует

Первый Спас, что отмечают 14 августа, чаще всего называют Медовым. Именно к этому дню соты в ульях заполнялись, пчелы переставали приносить мед, и пасечники начинали его «ломать», а затем несли в храм, дабы освятить. Абсолютно весь — ведь если утаить хотя бы капельку, кара (во всяком случае, так считали наши предки) неминуема. Считалось, что мед, собранный в этот день, обладает особой силой и пригоден для лечения большинства болезней. Свежим медом, после его освящения, угощали всех знакомых и незнакомых, да и сами пробу снимали. Верили: если в тот момент, когда подносишь ко рту первую ложку, загадать желание, оно непременно сбудется.

Есть у первого Спаса и другое название — Маковей. Пострадавшие за веру братья Маккавеи тут не при чем, хотя день их памяти отмечается именно 14 августа. Просто созвучны названия. Зато праздник имеет прямое отношение к маку, который начинали собирать к середине августа. К праздничному столу непременно подавали блюда с маком и, разумеется, с медом. Начинали трапезу блинами. В специальной посуде, что называлась макальником или макитрой, смешивали мед с маком и (уж извините за тавтологию) макали в сладкую смесь блины. В праздничном меню значились также пироги, рулеты, булочки и пряники. Конечно, с маком и медом.

В день Маковея молодежь выходила на улицы, водила хороводы с песнями и шутливыми заигрышами. Заневестившиеся девицы обсыпали потенциальных женихов маком, припевая при этом: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!» А еще считалось, что мак защищает дом от нечистой силы. В церкви освящали букет — маковейчик, который и должен был оберегать дом до наступления следующего Медового Спаса.

В день первого Спаса в центральной и южной полосе России начинался ранний посев озимой ржи («Первый Спас — первый сев», «На Первый Спас паши под озимь, сей рожь, готовь гумна и овины»). Перед началом сева семена освящали.

Есть у первого Спаса и еще одно название — Мокрый. 14 августа принято чествовать воду и освящать новые колодцы (согласно древним преданиям, князь Владимир крестил Киевскую Русь в последний летний месяц). Хотите следовать народным традициям? Тогда непременно искупайтесь в открытом водоеме, ибо вода, согласно поверьям, приобретает магическую силу — и грехи смывает, и от болезней и бед спасает. На первый Спас в обязательном порядке купали в реке и лошадей. Считалось, что праздничная вода даст лошадке-кормилице здоровье и силу. Но после первого Спаса заводить лошадей в воду было нельзя. Да и самим купаться возбранялось — можно было заболеть, а то и вовсе утонуть. И, наконец, считалось, что «первый Спас бабьи грехи замаливает». Так что если есть на даме какой грешок, в этот день он ей простится...

Пришел Спас — яблоко припас

19 августа отмечают Спас второй — Яблочный. В этот день было принято собирать яблоки и относить их в церковь для освящения. Истинно верующий человек от Пасхи до Яблочного Спаса к яблокам не прикасался, а если и случался такой грех, то для его искупления нельзя было есть яблоки еще целых сорок дней после наступления праздника. Особенно этого запрета должны были придерживаться те родители, у которых дети умерли в младенчестве. В народе бытовало поверье, что на том свете Дева Мария раздает детям золотые яблочки, но не всем, а только тем, чьи мамы и папы на земле не нарушили запрета.

Во второй Спас яблоками следовало угощать всех, знакомых и незнакомых, а особенно нищих. Причем дожидаться, пока бедняк попросит подаяния, не следовало. Завидев такого человека, нужно было вдоволь оделить его яблоками и прочими овощами и фруктами, если таковые имелись в наличии. Дурной приметой считалось вовсе не встретить бедняка на Яблочный Спас. Это означало, что в будущем году урожай вас, мягко говоря, разочарует. Дабы обезопасить себя от подобной неприятности, люди, запасшись дарами земли, направлялись к церкви, где на паперти всегда можно было встретить искомых сограждан. Ну а если кто болел, освященные яблоки приносили ему домой. И самим в этот день нужно было съесть хотя бы одно яблочко с медом. Считалось, что это подарит здоровье на весь грядущий год.

В праздник традиционно пекли яблочные пироги и добавляли яблоки в самые разные блюда. Со Спаса начинали заготавливать яблоки и на зиму. «Летние» сорта шли на варенье, «зимние» — оставляли впрок. Собирали фрукты на заре и от росы не вытирали, чтобы сохранился естественный защитный слой.

Все уборочные работы на поле следовало закончить до Яблочного Спаса. В народе говорили: «После Второго Спаса — дождь хлебогной». Считалось, что любой дождь после 19 августа погубит несжатый хлеб — собранное зерно начнет преть, а мука, смолотая из него, будет пахнуть плесенью.

На Яблочный Спас на Руси традиционно устраивали народные гуляния и ярмарки: считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной. Вечером, выйдя в широкое поле, селяне непременно встречали закат. По погоде в день праздника определяли погоду грядущей осенью и зимой. Сухой день сулил и сухую осень, мокрый — соответственно, сырую, а ясный — суровую зиму.


Третий Спас хлеба припас

29 августа наступает последний, третий Спас, который называют Ореховым, Хлебным и Спасом на холсте.

Именно под занавес августа поспевали лесные орехи. Прежде чем всем женским составом села отправиться по орехи, в лес делегировалась одна из опытных сборщиц, которая снимала первый урожай, задавала «норму» остальным. Собранные орехи ссыпали на расстеленные по лесной поляне тканые ковры. Существовали особые «ореховые» приметы и гадания. Например, первый сорванный орех обязательно следовало съесть, чтобы «прочитать» ход ближайших жизненных перспектив: пустой сулил перемены, гнилой — неприятности, горький — измену суженого, сладкий — счастье в любви, зрелый — благополучное решение проблем, а недозревший — важные новости. Два сросшихся между собой ореха полагалось уложить не на ковер, а в корзинку, причем непременно левой рукой. В этом случае в доме той, что его нашла, весь год будет достаток. Чтобы узнать, сбудется ли, что было загадано, следовало бросить орех в костер. Если он вспыхивал, мечта просто обязана была осуществиться.

Впрочем, не орехом единым. 29 августа обязательно следовало испечь хлеб и настряпать пирогов из муки нового урожая. И обязательно покрошить угощение ласточкам. В народе верили, что улетающие в теплые края птицы, поднявшись в небо, пообщаются с предками рода, а предки, получив весточку, непременно своих потомков поддержат и от злых людей и нечистой силы защитят.

Третье название праздника последних августовских дней — Спас на полотне, или Холщовый Спас. По православному календарю отмечают перенесение Нерукотворного образа Спасителя, возникшего на полотнище, когда Христос утер им лицо. Этот день считался весьма благоприятным для торговли полотном и холстами. Женщины приберегали приобретенное 29 августа полотно для своего младшенького. Считалось, что если сшить малышу из него рубашонку, то принесет она ему удачу.