04.09.2015
Как отметил перед началом заседания председатель Синодального отдела по церковной благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, на съезде фактически были подведены итоги социальной работы Церкви за четверть века. И они впечатляют. Около 25 лет назад, после 70-летнего перерыва, в стране появились первые «больничные» храмы, сестричества милосердия, церковные детские дома и службы помощи бездомным. Сегодня РПЦ реализует более 3 500 социальных проектов, на территории епархий действуют 70 реабилитационных центров для наркозависимых, 27 приютов для беременных и женщин с детьми — от Калининграда до Южно-Сахалинска, 72 приюта для бездомных, свыше 400 групп милосердия и более 200 добровольческих объединений.
Важно, что в этом году вступил в силу федеральный закон об основах социального обслуживания населения, предусматривающий привлечение иных источников финансирования социального обслуживания. То есть государство готово сотрудничать в том числе и с церковными благотворительными структурами.
Святейший назвал социальную миссию Церкви «неотъемлемой частью исповедания веры». «Если христианская община не совершает дела милосердия, то она мертва», — дал жесткое определение предстоятель РПЦ. Он напомнил, что в советское время Церкви было запрещено «совершать добрые дела в общественном пространстве». В то же время в некоторых приходах священники творили их тайно, а в других — постепенно «смирились» с запретом, ограничившись только храмовой работой. И сегодня, когда есть все возможности для открытой и планомерной работы в этом направлении, для некоторых представителей клира социальная миссия, увы, остается чем-то второстепенным.
Патриарх сравнил Церковь с человеком, чья рука долгое время была в гипсе, и призвал «тренировать» ее как можно более интенсивно. При этом он напомнил про существующие государственные стандарты социальной работы, призвав соответствовать им, для чего нужны не спонтанные акции, а учеба и четкая организация дела. Церкви нельзя творить добро так, чтобы в результате разочарованными остались и «адресаты», и вершители добра. Именно требованиями систематической плановой работы объясняется создание епархиальных отделов по социальному служению, «бюрократизм» отчетности и тому подобные вещи, смущающие некоторых. Основа в движении милосердия — волонтеры, подтвердил патриарх. Но их должны направлять профессионалы, добавил он, подчеркнув необходимость создания профильного отдела в каждой епархии и назначение ответственного за подобную деятельность в каждом приходе.
Святейший с удовлетворением отметил, что в Москве создана крупнейшая в России служба добровольцев «Милосердие», объединяющая более полутора тысяч человек. «Надо ввести их в общественное поле, чтобы они чувствовали себя как одна семья», — предложил предстоятель. И уточнил: «Настало время для создания общецерковного волонтерского движения».
Касаясь тематического наполнения социальной церковной работы, патриарх Кирилл начал с темы искусственного прерывания беременности. «Мы выступаем за то, чтобы принципиально, радикально сократилось количество абортов в нашей стране. С христианской точки зрения, аборт — это грех», — заявил Святейший. Он напомнил, что убийство ребенка во чреве часто ведет к последующему бесплодию женщины, что самым негативным образом отражается не только на ее душевном здоровье, но и прямо формирует депопуляцию, грозящую Отечеству. «Как мы думаем возродить Россию при самом мизерном демографическом росте? — риторически вопрошает патриарх. — Я часто слушаю дебаты в правительстве, на других высоких форумах — чаще всего говорят об экономике, финансах. А я по простоте душевной задаю вопрос: а для кого экономика, финансы, если мы будем так же сокращаться?» Предстоятель Церкви привел в пример доклад, в котором группа аналитиков из Великобритании «не без удовлетворения» отмечает, что РФ ждет «демографическая катастрофа»: население в ближайшее десятилетие сократится до 80 млн, причем доля русского православного большинства резко уменьшится. Заметив, что «не очень верит этой аналитике», патриарх тем не менее убежден, что «именно сейчас нужно бить тревогу и вопрос демографии нужно в первую очередь решать за счет резкого сокращения количества абортов». Святейший напомнил, что Русской церковью в результате противоабортной агитации было спасено 15 000 жизней только за прошедший год. «Это небольшой вклад в демографию, но это дивизия. Значит, уже нужно низко поклониться всем тем, кто работает в этой области. Но мы хотим, чтобы было не пятнадцать тысяч, а на порядки больше», — заявил он, предложив создать в каждой епархии церковную систему поддержки женщин, которые идут на аборты под давлением тяжелых жизненных обстоятельств.
Предстоятель РПЦ осветил также социальное направление борьбы с алкоголизацией населения. Положительные сдвиги в этой сфере он видит в том, что «люди во власти, а также руководители предприятий, банков не имеют больше моды обсуждать деловые вопросы с бутылкой коньяка», как бывало ранее. «Эта мода полностью ушла, и слава Богу, потому что <...> пьяная элита — это очень опасно», — подчеркнул патриарх. Он также призвал Церковь уделять повышенное внимание инвалидам, напомнив, что все новые храмы должны быть оборудованы лифтами или удобными пандусами.
Святейший ответил на вопросы, которые задавали участники съезда — священники, сестры милосердия и волонтеры. Они касались некоторых конкретных «технологий», сложностей и психологических нюансов в милосердной работе. Патриарх Кирилл также развернуто коснулся «вечных» проблем: как не «перегорать», профессионально занимаясь доброделанием, как духовно выживать в мире, где столько зла и страдания.