Об этом и многом другом мы побеседовали с настоятелем храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, руководителем интернет-проекта «Непридуманные рассказы о войне» протоиереем Александром Ильяшенко.
культура: Отец Александр, чем стала война для нашего народа и государства? Почему, на Ваш взгляд, Господь попустил это страшное испытание?
протоиерей Александр: Можно достаточно часто слышать, что война стала наказанием нашему народу за грех вероотступничества. Но, на мой взгляд, здесь возможен и другой подход. Ведь очень часто страдают люди невинные, причем за те грехи, которые совершили другие. Например, когда во время боевых действий воинская часть попадает в окружение и кто-то остается прикрыть их отход, понимая, что останется здесь навсегда, за что он погибает? Не за свои грехи, а за други своя.
Мне кажется, что русский народ в ХХ веке стал жертвой за отступничество других народов, которые далеко отступили от Бога. Но в итоге атеистическая Красная Армия оказалась богоугодной, и именно ей Господь даровал победу, а не германской армии, которая формально атеистической не была.
культура: Но ведь именно в период войны произошел некий перелом, и тот атеистический подход, который доминировал в государстве с 1917 года, частично был выправлен, произошло обращение к традиционным ценностям, к отечественной истории, памяти великих русских полководцев?
протоиерей Александр: Важно подчеркнуть, что этот поворот произошел в верхушке советского государства, но не в народе. Ведь согласно переписи 1937 года, наш народ засвидетельствовал, что был и остается верующим. Во время войны руководство страны поняло, что ему нельзя лишаться народной поддержки, иначе страна потерпит поражение, а оно само будет уничтожено. Так что, с одной стороны, это все-таки был политический маневр, но с другой стороны, для многих, стоявших у кормила власти, это, конечно, было искренне.
Надо иметь в виду, что многие представители коммунистического руководства воспитывались в царское время в традиционных верующих православных семьях, получили соответствующее образование, включая Закон Божий. Так что, это было для них собственным воспоминаем детства, прочно внедренным в сознание. При этом я хочу подчеркнуть, что именно русскому народу, а не советскому государству, Господь даровал победу.
культура: Но вернемся к Церкви в Великой Отечественной войне. Ведь именно в эти годы было вновь возрождено Патриаршество, открыты многие храмы и часть духовенства вышла на свободу. Насколько вообще этот период был значим для внутреннего состояния Церкви?
протоиерей Александр: Перед самой войной на свободе оставались всего четверо архиереев, занимавших кафедры. Вся основная масса иерархов или уничтожена, или находилась в заключении, откуда в итоге вышли буквально единицы. Последняя предвоенная пятилетка была объявлена «безбожной». Еще немного, и наша Русская церковь осталась бы без епископата, то есть перестала бы существовать. Но с началом войны всколыхнулся дух нашего народа, всколыхнулась и его вера. Я хочу обратить внимание на такие слова знаменитых песен, которые, на мой взгляд, можно приравнять к какой-то крупной победе.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война.
Разве для последовательного большевика может быть что-то священным? Противоестественная лексика для атеиста. Но эта песня еще в самом начале войны была принята и всем народом, и правительством.
Или марш защитников Москвы, автор слов — Алексей Сурков:
Мы не дрогнем в бою
за столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага!
Сурков родился в царское время и в храме, конечно же, бывал, где не раз слышал слова молитвы: «Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегaем, яко нерушимей стене и предстательству».
культура: При этом известно, что Церковь активно вложилась в Победу не только своими молитвами...
протоиерей Александр: Иногда мы делаем несколько неправильные выводы. Всем известно, что Церковь собрала средства на строительство танковой колонны Дмитрия Донского, что была эскадрилья «Александр Невский», что было собрано 300 млн рублей в Фонд обороны. Но все познается в сравнении. Танковая колонна — это 40 танков, эскадрилья — 9 самолетов, а за годы войны были произведены десятки тысяч танков и самолетов. Столь скромный вклад — это свидетельство, насколько была разорена Церковь, она не могла дать больше. Хотя и те многие тысячи самолетов и танков — это тоже вклад Церкви в Победу, потому что в основном собирали их на заводах верующие люди.
Можно напомнить документальный сериал советско-британско-американского производства 1978 года «Неизвестная война». Там, например, есть эпизод, как идет колонна наших бойцов, а рядом на пригорочке стоит седовласый священник и осеняет их крестом. Также известны фотографии, как награждают священников, которые помогали партизанам. Можно вспомнить, как раненого красноармейца выходил священник, потом немцы его расстреляли за связь с партизанами. И таких моментов — множество.
культура: Подобные эпизоды можно найти на созданном Вами интернет-портале «Непридуманные рассказы о войне». Расскажите об этом проекте.
протоиерей Александр: Войной я интересовался давно, с детства. В 1950-х были изданы мемуары немецких военачальников. Это чтение шло вразрез с тем, что рисовала казенная советская историография, привносившая в общую картину войны множество искажений, обусловленных идеологией.
Наш интернет-проект появился около семи лет назад. Мы собираем воспоминания очевидцев, которые не проходили идеологической обработки.
Сегодня очень важно искать тех ветеранов войны и тружеников, которых Господь еще сохранил, общаться с ними, просить, чтобы они рассказали о том, чему были свидетелями. Одновременно поддерживая этих людей, так как практически все они уже немощны. И мне кажется, что постепенно мы совместными усилиями сможем восстановить правдивую картину такого сложного и противоречивого явлении, как Великая Отечественная война.
Митрополит Сергий (Страгородский), будущий патриарх, согласившись на сотрудничество со Сталиным, пожертвовал своей репутацией среди части верующих, но спас Русскую церковь от воинствующих безбожников. В сентябре 1943 года генсек встретился с церковными иерархами, после чего многие архиереи и священники смогли вернуться из лагерей.
На оккупированных территориях поначалу открывались храмы, и у многих появились иллюзии, что Гитлер принес освобождение от безбожной власти. Трагической и во многом неоднозначной истории Псковской миссии Русской православной церкви посвящен фильм «Поп» Владимира Хотиненко.