09.07.2015
культура: Отец Андрей, как случилось, что Вы покинули Украину?
Новиков: После того как в Киеве произошел государственный переворот, в Одессе возникло сопротивление. Десятки тысяч людей выходили на митинги. Большая их часть были православными прихожанами одесских храмов. Как священник я был духовно вместе с ними, при этом не принимая участия в митингах, и всегда выступал за единство Русского мира. Естественно, такая позиция вызывала гнев и неприятие новой киевской власти. Мне предъявлялись различные претензии: что я общаюсь в храме с представителями одесского антимайдана, с российскими общественными деятелями. Обвинили в терроризме и сепаратизме, вызвали на допрос в Киев, в СБУ. А кто эти люди? Я не считал, что у них есть полномочия меня допрашивать и арестовывать. Получил церковное благословение и перевелся в Московскую епархию.
культура: И сразу стали известны — ведь именно в ваш храм приезжал Владимир Путин помолиться о жителях Новороссии. Какое впечатление он на Вас произвел?
Новиков: Прекрасное, замечательное впечатление. Это человек, которому я лично и миллионы людей юго-востока Украины благодарны за все, что он сделал и для Крыма, и для Новороссии. Он поддержал нас не только морально. Россия оказывает гуманитарную помощь. Тем, кто переехал в Россию, дали возможность обосноваться, получить гражданство, чувствовать себя как дома. У нас нет никого в этом мире, кроме России и ее президента.
культура: Больно видеть, как Запад отказывается от своих христианских корней. Почему, как Вы думаете, это происходит?
Новиков: Это очень длительный процесс. Он начался с момента схизмы — отмежевания Западной церкви от Православия, когда наметился постепенный отход от подлинных святоотеческих позиций. Потом в эпоху Ренессанса, Просвещения и Французской революции Запад уже открыто обратился к секуляризму, вседозволенности, культу человека как меры всех вещей. И сегодня мы видим, что правящая верхушка Запада строит новую — явно антихристианскую — цивилизацию, в которой насаждается культ комфорта, греха и потребления. Обычные европейцы и американцы глубоко страдают от этого духовного тупика.
культура: А наша страна, наоборот, переживает «второе крещение Руси». Как Вы относитесь к идее установить памятник князю Владимиру на Воробьевых горах?
Новиков: Наш приход и лично я полностью поддерживаем эту идею. Это важнейший тест — насколько Россия вернулась к своим корням, насколько она продолжает свое традиционное развитие. Памятник князю Владимиру должен быть. А по вопросу, где ему стоять, необходимо выработать общую позицию государства и священноначалия.
культура: Вам нравится, как сегодня выстраиваются отношения Церкви и государства?
Новиков: Считаю, что пока не достигнута полная симфония. Явно либеральные и антицерковные журналисты и издания выступают против влияния Церкви на государство. Я же говорю: уровень сотрудничества и соработничества еще недостаточен. Сегодня есть много тактических сложностей. Но главное — выбрано верное стратегическое направление. И священноначалие нашей Церкви во главе со Святейшим патриархом Кириллом, и государство во главе с президентом Путиным в общем и целом вырабатывают правильную и нужную стратегию. Динамика явно положительная.
культура: Чем живет ваш приход?
Новиков: Молитвой и Божественной литургией. У нас возникла хорошая традиция — после литургического общения каждое воскресенье мы собираемся в трапезной храма. Люди высказываются, обращаются ко мне как к настоятелю. К нам приходят и выступают известные московские богословы, а также православные общественные деятели. Они рассказывают о ситуации в стране, в мире, в Церкви. Мы ведем сбор средств для храма иконы Божией Матери «Умиление» в Луганске, пострадавшего от обстрелов.
культура: Вы и байкеров окормляете?
Новиков: Да, клуб «Ночные волки». Совершаем молебны перед началом сезона, благословляем различные мероприятия и участвуем в них.
культура: Душа все равно болит о событиях на Украине. Что мы, российские граждане, можем сделать для наших братьев?
Новиков: Там уже год идет геноцид русских людей. Гибнут мирные люди — дети, женщины, старики. Церковь тоже находится под ударом. Около сотни храмов разрушено, 23 храма захвачено. Я бы хотел, чтобы солдаты, которые участвуют в этом безумии, осознали, что они делают, и остановились. Хочу обратиться к ним: если вы православные и носите крест, не участвуйте в беззаконии. Страшное дело совершают и те, кто работает на раскол Русской церкви на Украине. Этого нельзя допустить. Русская церковь постоянно возносит молитвы о мире, о прекращении раскола, собирает гуманитарную помощь и способствует облегчению жизни людей на юго-востоке Украины. Мы должны молиться о том, чтобы зло ушло с этой земли. Чтобы ум и сердце людей направились на тот путь, по которому развивалось наше общее православное отечество всю его историю. Я надеюсь, что Новороссия будет максимально интегрирована в Русский мир. И страждущие там люди, которые ощущают себя русскими, получат свободу выражать свое мнение.