Чистое искусство по-нашему: Афанасий Фет и его право на мироздание

Михаил БУДАРАГИН

05.12.2025

Чистое искусство по-нашему: Афанасий Фет и его право на мироздание

В этот день 205 лет назад, 5 декабря 1820 года, родился Афанасий Фет.

Спустя века трудно вообразить себе более странного стихотворца, нежели этот, привычный всем со школьной скамьи, хотя вроде бы весь он, родившийся в усадьбе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии, — как на ладони. Окладистая борода, пристальный взгляд, «шепот, робкое дыханье, трели соловья» — что ж тут неясного? Жил-был поэт, писал стихи про любовь и природу. Сидят двое, до утра лобзаются, а потом... «и заря, и заря». Стихотворный размер определили, и хоть завтра ЕГЭ сдавай, чтобы через день забыть. Милое дело.

А главные вопросы остаются даже не заданными. Кто рассказывает нам эту простую историю о «колыхании сонного ручья»? Чьими глазами мы ее видим? И где точка, с которой смотрит тот, кто с нами говорит?

Ответ начинается с биографии самого Фета, человека без фамилии, амбициозного юноши, главного наследника Пушкина. Жизнь поэта поразительна и достойна хорошего сериала. Наш герой — сын немки Шарлотты-Елизаветы Беккер, сбежавшей от мужа, асессора городского суда Дармштадта Иоганна Фёта. Мальчик растет как потомок богатого помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. В 14 лет, когда выясняется, что родился он до заключения брака (и вообще, не очень ясно, кто отец), молодой человек в одночасье лишается имени, положения, прав. Он уходит служить, крепко сидит в седле, но дворянства добивается лишь к 53 годам. И, возвращая себе фамилию Шеншин, продолжает подписывать стихи Фетом. За это время он успевает стать главным идеологом «чистого искусства».

Илья Репин. «Портрет Афанасия Фета». 1882

На фоне прочих классиков русской литературы XIX века Фет создал совсем мало: он переводил поэмы, но сам был автором небольших стихотворений, все наследие прочитывается за несколько вечеров. Значительно больше главный противник Некрасова известен как публицист, вызывавший у тогдашних революционных демократов изжогу («два главных корня народной жизни — народное миросозерцание и земледельческая промышленность» — таких идей поэту не простили), но и к славянофилам официально не примкнувший. Фет был сам по себе, потому что решил бросить вызов одному из главных поэтических принципов XIX века — праву автора на мироздание.

Поэт в русской и европейской традиции позапрошлого века был демиургом, он мог в шутку посетовать на то, что Татьяна Ларина отбилась от рук, но всегда понимал, что именно мы должны разглядеть в буре, которая мглою небо кроет. Природа, общество, герой лирики и его суждения — все это было подчинено авторскому замыслу. А у Фета — поразительное: «Я думал... не помню, что думал; / Я слушал таинственный хор». И еще: «...не знаю сам, что буду петь — но только песня зреет». Так было нельзя, ведь тучки небесные странствуют не просто так, а потому что автор замечает их и пристраивает к делу. А Фет? Как это: не помнил, не знаю? А кто должен помнить и знать? Пушкин, что ли?

Фет мог бы превратить свою биографию в сюжет для увлекательного триллера, обидеться на власть, общество, критиков, стать мучеником и страдальцем, ходить по салонам, заламывая руки, но он — истинный консерватор. Миропорядок — его сюзерен. Поэт смотрит, как осыпаются листья с вишни, колосится рожь, летит ласточка и поет не свое отношение к происходящему, а сам ход вещей, незримые нити, связывающие реальность воедино и придающие всему смысл.

Как крепкий хозяйственник он прекрасно понимает, что делать, и говорит об этом прямо: «Никогда не куплю Рафаэля, не дам бала, не поеду в Париж на выставку, не сожгу фейерверка, когда мои крыши текут, лошадям есть нечего». Здесь, конечно, важен не только патриотизм, но еще и служение порядку. В этой самурайской работе нет ничего от заплаток Плюшкина, мир можно и нужно менять, но только так, чтобы ничего не поломать и не впасть в бессмысленное мельтешение.

Из починки крыши и рождается чистое искусство: оно у Фета — не стихи ради стихов, не любование собой. Поэт — это человек, через которого мир может сказать что-то очень простое и важное: «...что лес проснулся, / Весь проснулся, веткой каждой, / Каждой птицей встрепенулся...» Зачем проснулся? Что из этого следует? К чему нам это? К тому, что все на месте. Жизнь, беря своего верного Фета в трансляторы, говорит: видите? Красиво? Цените. Вот что я даю тем, кто не лезет свергать и рушить.

Консерватизм Фета — эстетическая и политическая программа, суть которой состоит в очень трезвом, взрослом взгляде на мир. Несовершенство его устройства и красота его замысла связаны друг с другом: первое нуждается в ежедневном — твердом и спокойном — исправлении, второе требует от нас чистого поэтического чувствования. Плохое исправь, хорошее не трожь, это настолько простая мысль, что весь XIX век ходил вокруг нее и недоумевал: «Не может ведь так быть». 

Я.П. Полонский, Н.Н. Страхов и А.А. Фет в имении Фета Воробьевка Курской губернии. Лето 1890 года

Фет поверил, что лишь так и бывает, безоговорочно, и теперь у нас есть не «поэт про природу», а «кирасир про мироздание». Человек высочайшего эстетического чувства, сделавший в жизни все, что было нужно, и так, как было нужно, и оставивший подробные инструкции о том, как чувствовать мир, строить дом и вырастить самого себя из поломанного мальчика в проходящего по имению хозяина.