15.02.2024
Известный и любимый актер, певец, театральный педагог всегда отличался активной патриотической общественной позицией. Сегодня он озадачен вопросами киноиндустрии и считает, что содержание фильмов должно отражать современность и вечные духовные ценности. Главное — помогать людям почувствовать, кто они и зачем пришли на эту землю.
— Вопрос к вам как к члену экспертного совета по детскому и юношескому кино при Министерстве культуры РФ. Каковы основные задачи этой институции?
— Задачи ясные и простые: нужно отобрать заявки на фильмы, предугадав, какие будут полезны и нужны подрастающему поколению и подойдут для семейных просмотров. Рассмотреть замысел не с точки зрения возможного коммерческого успеха, а в первую очередь понять творческую и идеологическую направленность — это самое важное.
— По какому принципу сформирован совет? В его составе только профессиональные кинематографисты или в работе принимают участие представители медицинских и педагогических специальностей, связанных с обучением, воспитанием детей, формированием личности?
— Да, в команду входят учителя, детские психологи и врачи, сотрудники силовых ведомств и представители традиционных религиозных конфессий. Могу отметить, что наш совет по детскому и юношескому кино — самый обширный именно по количеству консультантов не кинематографических профессий.
Другие экспертные советы имеют гораздо более бедное представительство.
— Проблемы детского, подросткового и юношеского кинематографа, о которых говорят не первый год, связаны с отсутствием новых тем и идей?
— Проблемы связаны с тем, что по инерции наш кинематограф на девяносто, а то и более процентов существует как институция, зарабатывающая прежде всего деньги, в шкале ее ценностей идеи и смыслы — на последнем месте. Хотя, читая сценарии и изучая заявки, я вижу и новые идеи, и свежие сюжеты, и современных интересных героев. Поверьте, способные кинематографисты, нацеленные на создание настоящего детского, подросткового, юношеского и семейного кино, есть в России, богатой талантами. Но вот пробиться удается далеко не всем. Надо не только внимательно «отбирать» авторов, но продвигать их, оказывать им поддержку на всех этапах, от сценария до выпуска фильма в прокат — обязательно помогать довести снятые картины до зрителя.
— Есть ли игровые фильмы для юных зрителей или с рекомендательной маркировкой «для семейного просмотра», которые вас удивили?
— С радостью услышал новость о том, что «Холоп-2» за шесть дней проката в только наступившем 2024 году заработал два миллиарда рублей. Со смешанным чувством узнал о полуторамиллиардных сборах не совсем удавшегося, на мой взгляд, фильма «Бременские музыканты». Но в целом эта статистика обнадеживает. Во-первых, она доказывает, что, в принципе, мы можем жить без западной продукции, обходясь собственной киноиндустрией, которая научилась как минимум зарабатывать. Во-вторых, цифровые показатели говорят о том, что происходит с самим российским зрителем — он потянулся к экранам, как в советские времена, когда кинотеатры не пустовали. Современные фильмы, их темы и образы, тоже связаны с теми годами расцвета искусства.
— Что имеете в виду?
— Если вспомним самые успешные и популярные российские блокбастеры недавних лет, а среди них «Движение вверх», «Легенда №17», «Спасибо, что живой», «Чебурашка», то заметим очевидную тенденцию: сюжеты и герои — все, практически без исключения — родом из СССР. А это весьма симптоматично: «сделать кассу» на современных героях и новых сюжетах не очень-то получается в последние три десятилетия «свободного» российского кинематографа. Но наконец-то стали появляться, хоть и нечасто, актуальные персонажи и истории из сегодняшнего дня, которые увлекли и заинтересовали зрителей. «Холоп» — один из самых ярких примеров. Первая часть фильма мне понравилась гораздо больше, но я рад и за его продолжение — публика проголосовала за эту комедийную картину Клима Шипенко и своим вниманием, и своим кошельком.
— Для создателей задача «окупить и заработать» — приоритетна?
— Процесс гораздо сложнее. Конечно, кассовый успех для киноиндустрии как бизнеса важен, и об этом не стоит умалчивать. Но поступательное развитие киноискусства, несомненно, должно быть связано с процессами художественными. Авторы серьезные это понимают. Инициаторы же таких сиквелов, как «По щучьему велению», «Чебурашка», «Бременские музыканты», учли только одну составляющую — финансовую. Они точно просчитали, на чем можно заработать. Во-первых, на отсутствии западных конкурентов и остром дефиците семейного кино в широком прокате. Во-вторых, творцы вышеперечисленных картин вдохновлялись советскими брендами, на которых выросли родители и бабушки-дедушки сегодняшних юных зрителей. И сочинители правильно предвидели результат — заработали ведь! В этих случаях именно «бабло», «касса», «доход» оказались истинными побудительными мотивами к созданию подобных «шедевров».
— Как думаете, ситуация изменится?
— Говорить о состоявшемся возрождении российского кинематографа, конечно, рановато. Действительно качественные, полезные, высокохудожественные фильмы, ориентированные на наши традиционные духовно-нравственные ценности в искусстве, можно увидеть только на нескольких кинофестивалях. Это к разговору о том, что пробиться к зрителям им трудно, даже имея поддержку Министерства культуры и Фонда кино. Если такого рода фильмы появляются, то в широкий прокат им дороги пока нет, а жаль. Такая история произошла с фильмом «Катя-Катя» режиссера Анны Чернаковой по сценарию Александра Адабашьяна. Это — хорошая, трогательная картина, очень полезная для школьников прежде всего, но мало кто о ней знает и слышал. Правдивый фильм «Русский крест» Эдуарда Боякова, к моему большому сожалению, почти никто из зрителей не посмотрел. Поэтому хочется, чтобы часть кинопроката стала государственной и подчинялась бы напрямую профильному министерству, которое наполняло бы отечественные кинотеатры очень нужным и очень важным, особенно сейчас, содержанием.
— Можно ли вернуть российскому кинематографу былую славу?
— Думаю, сейчас мы наблюдаем новое рождение нашего кино. И через какое-то время эта отрасль достигнет художественного уровня великого советского искусства, когда на экраны выходили фильмы Андрея Тарковского и Элема Климова, Глеба Панфилова и Ларисы Шепитько, Динары Асановой и Георгия Данелии, Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, Михаила Ромма, Татьяны Лиозновой, Станислава Ростоцкого и многих других мастеров.
Я верю в отечественный кинематограф.
Фотографии: пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС; Алексей Майшев/РИА Новости (на анонсе).