Юрий Лисица: «Ильин предостерегал Россию»

Михаил ТЮРЕНКОВ

05.04.2013

Наследие Ивана Ильина начало возвращаться на родину мыслителя меньше четверти века назад и очень быстро получило широкую популярность. Многие политики и общественные деятели сегодня цитируют Ильина, хотя редко кто знаком со всей многогранностью его творчества. Об этапах возвращения ильинской мысли в Россию, ее актуальности и злободневности «Культура» побеседовала с издателем самого полного собрания сочинений Ивана Ильина, главным редактором журнала «Русский колокол» профессором Юрием Лисицей.

культура: Вы одним из первых в России обратились к изучению и изданию наследия Ивана Ильина. Как и когда познакомились с творчеством этого мыслителя?

Лисица: Вообще, будучи математиком, я очень давно занимаюсь в том числе и философией — с 1965 года. Причем как зарубежной, так и русской. Но, к своему стыду, вплоть до второй половины 80-х имени Ивана Ильина я не знал. Первыми его книгами, которые я прочел в те годы, стали «Кризис Безбожия» и «Основы христианской культуры». Надо сказать, на них я особо не отреагировал (хотя позже нашел их очень глубокими и содержательными), а вот третья — сборник «Наши задачи» — меня просто потрясла. Эти небольшие политические эссе, написанные в 1948-1954 годах, оказались не только очень глубокими, но и поистине пророческими.

культура: В чем же заключались политические предвидения Ильина?

Лисица: Казалось бы, в то время, когда он писал эти статьи, СССР находился на вершине величия и славы. Однако Иван Ильин уже тогда предрекал, что грядут серьезные проблемы: пройдет не так много лет, как рухнет большевизм, после чего русский народ, скорее всего, не найдет правильного выхода, но пойдет по пути формальной демократии. Более того, в своих прогнозах мыслитель говорил и об опасности грядущего расчленения России, и о том, что в нашей стране будут ходить иностранные деньги — доллары, а массы трудового люда станут постоянно перемещаться по всей российской территории...

Думаю, если бы тогда, в конце 40-х — начале 50-х, кто-нибудь в Советском Союзе прочитал эти строки, то подумал бы, что их написал сумасшедший человек. Но уже в конце 80-х годов «Наши задачи» Ивана Ильина читались совершенно иначе. В них описывались два возможных пути России после неизбежного, по мнению мыслителя, краха советской власти. Как уже упомянутый отрицательный, так и положительный: если Россия пойдет по пути углубления правосознания (к слову, этот термин Ильин наполнил особым содержанием, намного более глубоким, чем просто «правовое сознание»), принятия христианских духовно-нравственных и культурных основ нашего мира, отвержения демократии западного типа с ее партийной системой, выражающей интересы только узкой части общества. Собственно, сам Иван Александрович не стеснялся в выражениях и говорил о том, что в партиях к власти неизбежно приходят «взяточники, хищники, спекулянты, террористы, льстецы и предатели».

культура: И тем не менее, начиная с 90-х многие цитаты Ивана Ильина использовались и используются российскими политиками. Причем это делают люди во многом противоположных взглядов: от коммуниста Зюганова до высшего руководства нашего государства.

Лисица: Ну, это объяснить несложно. Во-первых, Ильин был выдающимся стилистом. Так, например, его товарищ Петр Струве (главный редактор эмигрантской газеты «Возрождение», где Иван Александрович был сотрудником и написал более 100 статей на политические темы), однажды сказал, что как стилист Ильин сравним только с Пушкиным и митрополитом Филаретом (Дроздовым).

Во-вторых, он всю жизнь посвятил преподаванию, а потому к своим работам, например тем же лекциям, относился не как к механической передаче суммы знаний, но как к возможности совместного со своими учениками, студентами поиска истины. А для этого, надо заметить, необходимо благоговеть перед самой истиной, осознавая ее глубокие религиозные и нравственные корни (сам Ильин даже предложил такой важный для всех деятелей науки термин как «теоретическая совесть»).

Иван Александрович всегда, во всех темах и областях находил настолько глубокие афористичные формулировки, что, конечно же, многие люди использовали и используют их и сегодня. И тот же Зюганов вполне мог приводить изречения Ильина о патриотизме. Разумеется, умалчивая, что мыслитель писал и о том, как большевизм боролся с религией, что сам коммунизм является агрессивной утопией и так далее.

культура: С 1993 года под Вашей редакцией выходит собрание сочинений Ильина. Сколько томов уже вышло и какие готовятся к печати?

Лисица: К намеченной на конец мая конференции «И.А. Ильин о судьбе русского народа. Духовный смысл права и учение о правосознании», организаторами которой выступили Всемирный русский народный собор и возрожденный нами журнал волевой идеи «Русский колокол», мы планируем выпустить 29-й том. Он выйдет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Это будет первая часть двухтомника лекций молодого Ильина по философии права, этике и другим философским проблемам, прочитанных в Императорском Московском университете с 1912 по 1917 год. Публикуемые лекции он написал по возвращении из Германии, где учился у основателя сложнейшего философского учения феноменологии Эдмунда Гуссерля, учителя таких, более молодых, чем Иван Ильин, западных мыслителей, как Мартин Хайдеггер и Александр Койре. Ну и 30-м томом, который также уже готовится к печати, но выйдет чуть позже, мы подведем некую промежуточную черту в издании собрания сочинений, продолжающегося вот уже двадцать лет.

культура: Вы упомянули ныне возрожденный журнал Ивана Ильина «Русский колокол», расскажите об этом проекте.

Лисица: Еще недавно мне самому не могло прийти в голову, что журнал, выходивший с 1927 по 1930 год, можно начать выпускать вновь. В те годы Ильин выпустил всего девять номеров «Русского колокола», первые три из которых успел прочесть и высоко оценить генерал Врангель.

И вот, совсем недавно — осенью прошлого года — в московском Донском монастыре я встретился с молодым человеком — однофамильцем философа президентом благотворительного фонда «Христианин» Дмитрием Ильиным, который предложил мне сотрудничество:

— Давайте издавать «Русский колокол»!

— Так мы уже издали — точнее, переиздали в собрании сочинений...

— Да нет же, давайте его продолжим!

Это была совершенно неожиданная идея, которую мы обсуждали в течение месяца. В итоге пришли к выводу, что в возрожденном «Русском колоколе. Журнале волевой идеи» треть будут занимать ранее не опубликованные работы самого Ивана Ильина, в основном переводы с немецкого. Во второй части мы решили обратиться к лозунгу протоиерея Георгия Флоровского «Вперед — к Отцам!», публиковать церковное святоотеческое наследие, тем самым обучая нашего читателя и самих себя христианским основам, которыми руководствовался и Ильин. Ну и, наконец, в разделе «Хрестоматия образцовых текстов» мы будем публиковать наиболее яркие и глубокие произведения — от философских трактатов до поэзии — как классиков, так и современников. Собственно, первый номер «Русского колокола», посвященный бытию и познанию истины, недавно вышел, второй же (главные темы — воля и поступок) и третий (эстетика и красота) в настоящий момент готовятся к печати.