Карина Абрамян: «Мелодия» делает ставку на выпуск пластинок выдающихся эстрадных исполнителей»

Денис БОЧАРОВ

06.02.2020

«Мелодия» – вновь лауреат премии ICMA. Подробностями с «Культурой» делится первый заместитель генерального директора «Мелодии» Карина Абрамян, которая также является гендиректором Союза композиторов России.

культура: Вы уже в пятый раз получаете награду от единственной существующей на данный момент организации, специализирующейся в области академической музыки, ICMA (International Classical Music Awards). Своего рода мини-юбилей. Что для вас значит эта премия?

Абрамян: Безусловно, любая награда приятна. Это как минимум свидетельство проделанной работы, наглядный показатель того, что время, силы и энергия не были потрачены впустую. Это с одной стороны. С другой — мне, конечно же, отрадно, что релиз произведений Мечислава Вайнберга удостоился столь высокой чести, но все же немного обидно, что наши издания, посвященные современной музыке («Буковинские песни» Леонида Десятникова, сюиты Бенджамина Бриттена в исполнении Александра Рамма), не получили должного признания. И для нас альбомы, выпущенные сегодня, записанные «Мелодией» в Большом зале Консерватории, являются более приоритетными.
Пожалуй, в этом сейчас и состоит наша основная задача: получить номинацию и премию за те релизы, которые освещают реальное положение дел на нынешней отечественной сцене. Поскольку доселе нас награждали в основном за архивные записи.

культура: Бессменный руководитель ICMA Реми Франк, рассуждая о том, кому и за какие именно заслуги вручаются премии, высказался в таком духе: «Для нас имеет значение лишь качество музыки и верность идеалам». Звучит несколько витиевато и размыто, вы не находите? О каком «качестве» и «верности» может идти речь, если мы говорим о такой тонкой материи, как музыка, где многое, если не все, решают вкус и личные пристрастия?

Абрамян: Да, это действительно субъективно, поскольку у каждого человека свои критерии восприятия музыки. Но мы в целом склонны доверять жюри, поскольку в нем собраны самые видные представители ведущих музыкальных СМИ из шестнадцати стран: главные редакторы, уважаемые обозреватели, признанные критики. Там идут жаркие дискуссии, баталии — именно потому вы правы, что вкусы у всех разные. Тем ценнее попадание в лонг-лист, а это первый этап обсуждения, и уж тем более в финальный список. Все издания, являющиеся членами жюри, для нас авторитетны. Поэтому мы и принимаем участие в этой премии. 

культура: А насколько, по вашему мнению, за десять лет существования премия ICMA изменилась — будь то с эмоциональной или сугубо практической точки зрения?

Абрамян: Сколь-нибудь заметных подвижек я не наблюдаю. Увеличивается количество изданий, выносящих окончательный «вердикт». Реми Франк, как идейный вдохновитель премии, все более контактен, но в целом все остается по-прежнему. 

культура: Насколько вы уверены в успехе тех или иных релизов, когда представляете их на суд «высокого собрания»? Всегда ли знаете, на какую именно «лошадку» ставить?

Абрамян: Да мы, в общем-то, ни на какую лошадку и не ставим. Просто работаем в соответствии с нашей внутренней концепцией — что именно планируем издать. Конечно, все наши релизы, выпускаемые за год, отправлять на соискание премии было бы странно, согласитесь. Но мы стараемся отслеживать ситуацию, предполагать, что сейчас может быть максимально интересно и востребовано. Например, мы высылали юбилейное издание записей Марии Юдиной (кстати, этот релиз вошел в лонг-лист), а также альбом «Шостакович играет Шостаковича». Но, видимо, Вайнберг на данный момент пришелся более, скажем так, ко двору.

культура: «Мелодия» всегда была хранительницей традиций — уж точно в отношении физических носителей аудиоинформации. Как обстоят дела в этой области, хорошо ли продаются диски?

Абрамян: Конечно, они заметно проигрывают цифровому, сетевому формату. Но скажу так: продажи дисков хоть и упали, но пока, слава Богу, не умерли. Отдельная история — винил. Выпуск классической музыки на грампластинках — это не только затратное дело, но и большой риск: даже великолепное «Лебединое озеро» сегодня покупать не будут. Именно поэтому мы сделали ставку на выпуск пластинок наших выдающихся эстрадных исполнителей — Анны Герман, Александры Пахмутовой, Муслима Магомаева (сборник его лучших песен должен поступить в продажу в ближайшие месяцы). «Мелодия» старается относиться предельно гуманно к своей аудитории. Пластинка не должна стоить как полсамолета: но те, кому не все равно, кто ценит хороший звук и качественное художественное оформление, думаю, сумеют за вполне разумную цену приобрести достойную вещь. Винил, несмотря на то, что обрел второе дыхание (о чем сейчас многие говорят), все же нельзя ставить на поток. Это, в известной мере, эксклюзивная история.

культура: Каковы ближайшие планы «Мелодии», что планируете издать в наступившем году?

Абрамян: Мы пошли на определенный авантюрный риск. Записали «Персимфанс» с солисткой Аленой Баевой — производство диска идет полным ходом. Весной выйдет альбом гитариста Артема Дервоеда, далее планируем издать очень интересный диск дуэта Полины Осетинской и Елены Ревич. И, конечно же, об архивных записях мы никогда не забываем. О конкретных именах и датах пока умолчу: во-первых, мы еще работаем над реставрацией фонограмм, а во-вторых, пусть это останется для всех неравнодушных небольшим сюрпризом (улыбается).

Фото на анонсах: Анна Махортова.