10.11.2015
культура: В 2012 году у Вас вышел фильм «Рюрик. Потерянная быль». Он смотрелся как настоящий детектив. Вы обосновывали версию, что Рюрик, основатель государства российского, был славянином, а не скандинавом или немцем, как утверждают некоторые историки. А что скажете о нынешнем фильме?
Задорнов: История про князя Олега очень современна. Если бы не его воля, то как государство Россия вообще могла не состояться. Норманны, немцы, хазары, печенеги ассимилировали бы славян. А Олег не допустил этого, объединил большинство славянских племен — людей одного языка, одного корня — в мощную державу. Причем за довольно короткий по историческим меркам срок. Сейчас перед нами та же опасность, что существовала тогда, в IХ веке — нас пытаются поссорить, разорвать на кусочки. Второй фильм логично вытекает из первого. Славянин Рюрик создал небольшое, но способное за себя постоять государство — Русь. При Вещем Олеге настало время объединения славян.
культура: Давайте напомним историю. Рюрик основал Древнерусское государство со столицей в Новгороде в 862 году, а в 879-м умер, оставив наследником годовалого сына Игоря. Регентом при княжиче стал Олег — то ли родственник, то ли воевода из дружины Рюрика.
Задорнов: И в 882 году начал свой поход. Сначала присоединил к державе богатые славянские города Смоленск и Любеч. А потом по Днепру спустился к Киеву. Ситуация там была примерно такая же, как в наше время. Правили два варяга — Аскольд и Дир. Судя по летописям, это были воины-наемники, силой захватившие власть в Киеве. Жилось под их правлением киевлянам — это были славяне из племени полян — туго. Их постоянно грабили хазары. Аскольд с Диром заботились только о пошлинах с купцов и организовать нормальную оборону не могли. Поэтому, когда Олег хитростью выманил самозваных правителей, а по его понятиям еще и предателей, из города и убил, горожане даже не возмущались — в летописях нет ни слова о волнениях в Киеве. Олег перенес сюда столицу из Новгорода, именно он назвал Киев «матерью городов русских». Следующую четверть века он расширял свое государство и, главное, привел под свою руку все славянские племена, которые платили дань Хазарскому каганату. Да и усмирил саму эту разбойную страну — если проводить параллели с современностью, это был ИГИЛ того времени. Кстати, некоторые историки именно Олега, а не Рюрика считают подлинным основателем Древнерусского государства, которое смогло выстоять в борьбе с подленькой Византией (ее можно считать тогдашним Евросоюзом), многочисленными волнами нашествий крестоносцев с Запада и другими напастями.
культура: Российская история — Ваше хобби?
Задорнов: Хобби — это собирание марок. А мои фильмы — смысл жизни. За концерты я деньги получаю, а на такие фильмы трачу. Мне очень обидно видеть, например, как наши футбольные болельщики кричат на стадионах: «Вперед, Россия!», но что это за государство, Россия, как оно образовалось, кто такие русские, и не догадываются. Спросишь — не знают. Не знает этого и подавляющее число политиков, бизнесменов — те, кого мы сегодня называем элитой страны. К сожалению, история в учебниках преподнесена так скучно, будто в Министерстве образования — я называю его минобразина — специально пишут так, чтобы молодежь не интересовалась своими корнями. Это преступление. Но русский народ — «нежданчик». Он все хорошее сотворяет вопреки, а не по воле власти. У нас отличные люди, умеющие думать. На моем канале на YouTube у фильма о Рюрике 1 миллион 880 тысяч просмотров! Ни один отечественный документальный фильм столько не собрал. И это молодежная аудитория — мое поколение в интернете не пасется.
культура: Много времени ушло на съемки?
Задорнов: Полтора года. Причем девять месяцев из этого периода я вообще не выступал с концертами. Представляете?! (Смеется.) Для человека моей профессии это подвиг. Сделали 5 серий по 26 минут. Но готового материала — почти 250 часов. Снимали от Швеции до Стамбула. Проехали по русским старинным городам, были в Крыму, сплавлялись по Дону и Днепру... В фильме нет ни одного украденного или купленного кадра — все сами. Очень горжусь, что фильм снят на народные деньги. На своей страничке в интернете я объявил сбор средств. Люди собрали 3,5 миллиона рублей. Миллион я добавил сам, еще полтора — дал один мой знакомый. Поэтому в фильме все честно. Я не унижался ни перед какими нефтегребами и деньгососами. И никакой условный абрамович-вексельберг-чубайс не указывал мне, что и как снимать.
культура: Многие специалисты не согласны с Вашей трактовкой истории... Мол, и Рюрик, и Олег были норманнами.
Задорнов: А многие согласны. Ломоносов, Татищев, Иловайский, Рыбаков — согласитесь, это авторитеты. Норманнскую теорию придумали историки-немцы Байер, Миллер и Шлёцер, которых в XVIII веке пригласили в Российскую академию наук. Эти деятели считали, что славяне самостоятельно были не способны создать государство, и только германцы со скандинавами принесли «немытым дикарям» цивилизацию. Информация к размышлению. Славян в Европе называли «склавени». sclavus — по-латыни раб, sklave — раб по-немецки. Мы изначально считались для них рабами. Но, к сожалению, многие у нас подхватили немецкую идею. Когда вышла сначала моя книга, а потом и фильм о Рюрике, Борис Акунин, с подачи этих «экспертов», написал свою «Историю российского государства». Ну и кто ее прочитал? Только историки, которые обнаружили там множество ляпов. И потом: Акунин — грузин. Согласитесь, было бы странно, если бы Михаил Задорнов написал «Историю Грузии». А еще есть люди, которые в качестве контраргумента моей теории прямо заявляют, что я придурок. Хороша научная дискуссия? Но я с такими даже не спорю. У меня ведь справки из психдиспансера действительно нет, как-то не было нужды туда обращаться.
Да и что такое официальная история? Только на моей памяти история нашей страны переписывалась пять раз. Как я говорю на своих выступлениях: Россия — великая страна с непредсказуемым прошлым.
культура: Может, Вам самому школьный учебник по истории написать?
Задорнов: Боюсь, он экспертизу в Минобрнауки не пройдет. А вот книгу по внеклассному чтению сделал бы с удовольствием. Но, думаю, еще 15–20 лет, и ученые подтвердят мои мысли. Фильмы, книги, исследования серьезных специалистов сделают свое дело. А историю у нас все же любят.
Известно, что Вещий Олег прибил свой щит на «Золотые ворота» Константинополя. Мои кабинетные критики, которые и на раскопках не бывают, а материал для диссертаций берут из интернета, утверждают, что ворота не сохранились. Мы со съемочной группой не поленились отправиться в Стамбул, и местные специалисты показали нам сохранившийся фрагмент крепостной стены с этими воротами! Туристов туда не водят, там живут бомжи, жуткая помойка. Зато на самих воротах, заделанных металлическим листом, по-русски накарябано: «Здесь был Вещий Олег» (этот кадр есть в фильме. — «Культура»). Кто-то же из россиян, влюбленных в родную историю, не поленился отыскать это место! И я думаю, таких много.
культура: А почему Олега прозвали Вещим? И есть ли правда в легенде об укусе змеи — «принял он смерть от коня своего»?
Задорнов: Когда дружина Олега осадила Константинополь — Царьград, коварные византийцы согласились выплатить дань и в знак замирения выкатили для русов бочки с вином. Но Олег, почуяв неладное, пить дружине запретил — оказалось, и правда, вино было отравленным. Это исторический факт. А насчет укуса змеи — думаю, миф. У меня другая версия. Возмужал князь Игорь. И у него, и у Олега были свои сторонники. И мудрый Олег, как и обещал, передал власть сыну Рюрика. А чтобы избежать народных волнений, мог сымитировать свою смерть и скрыться. Так же, как в случае c Александром I, про которого ходят слухи, что он не умер, а стал старцем Федором Кузьмичом.
культура: В Вашем фильме «засветились» известные личности: актеры Дмитрий Певцов, Сергей Безруков, музыкант Сергей Трофимов, певица Пелагея. Гонорары были большие?
Задорнов: Нет. Это мои друзья, и они искренне любят историю. У Трофима, вообще, замечательная коллекция старинного оружия. А еще в фильме в роли древних славян, дружины Олега, снимались обычные люди, которые под Можайском организовали общину, где живут по законам своих предков — язычников, слившись с природой.
культура: Продолжение будет? Есть и другие князья, немало сделавшие для Руси. Например, Ярослав Мудрый с его первой конституцией «Русская правда».
Задорнов: Я снимать не буду — это тяжелая работа, которой надо отдаваться полностью. У меня не хватает времени писать книги, рассказы, выступать еще надо. Но пока мы делали первые два фильма, у нас сформировалась отличная команда. Например, прекрасный режиссер — женщина, которая очень точно передала все, что я хотел показать. Кстати, ее имени нет в титрах — если узнают, что она снимала со мной кино, ее уволят с основной работы. Настрой у ребят хороший — если будут делать новые фильмы, то я останусь при них консультантом. А насчет Ярослава Мудрого... Он для меня совсем не Мудрый. Разделил сильную страну между шестью наследниками, и сразу начались междоусобицы. У меня такое впечатление, что если бы не пришли татаро-монголы, то русские князья перебили бы друг друга.
культура: Нужен ли, на Ваш взгляд, памятник Вещему Олегу?
Задорнов: Есть надежда, что он скоро появится. Я никого не знаю в Администрации президента РФ, но у нас какая-то сакральная связь (смеется). Вскоре после того, как вышли книга и фильм про Рюрика, президент на каком-то совещании заявил, что в учебниках истории надо давать и версию о том, что Рюрик был славянином. Потом я объявил сбор средств на фильм про Вещего Олега. Прошло совсем немного времени, и Владимир Владимирович объявил о закладке атомной подводной лодки «Князь Олег». Вообще, мне кажется, что фильм о Вещем Олеге полезен для Кремля, для всего нашего общества. Много говорят о сплочении, объединении. Вот посмотрите фильм и объединяйтесь. Сейчас заметен всплеск патриотизма. Но он замешан на нелюбви к США, Евросоюзу. Такой патриотизм долго не продержится. Надо еще уважать свою страну, ее историю, людей. Надеюсь, мой фильм кого-то заставит задуматься.
культура: Там нет кадров из Киева...
Задорнов: А я у них не въездной. Горжусь, что сразу в три запретительных списка попал. Последний раз был в Киеве лет пять назад. Прямой эфир у Савика Шустера. Я должен был выступать в конце и слушал остальных приглашенных. Каждый оратор примерно так начинал свою речь: «А вот Россия нам мешает...». Я встал и заявил: «Я из России, сам могу критиковать свою страну, но только находясь на ее территории, а не тут, на радость украинским «патриотам». На следующий день на моем выступлении в концертном зале «Украина» был аншлаг — четыре тысячи человек. Это была моя последняя поездка туда.
культура: А в Донецке, Луганске выступили бы?
Задорнов: Нет. Не хочу накалять обстановку. Может получиться так, что после моих монологов, где я высказываю всегда собственное мнение, зал разделится на две части и пойдет стенка на стенку. Я и в странах Балтии по той же причине не выступаю, хотя приглашают часто.
культура: У Вас же дом в Прибалтике...
Задорнов: Да. Но стараюсь туда сейчас не ездить. Слишком много злобы, даже простые люди оболванены пропагандой Евросоюза. И еще: мне нравится внешняя политика России, но то, что происходит внутри страны с медициной, пенсиями, образованием, — преступление. Начни я об этих же проблемах рассуждать в Прибалтике (а они и там имеются), меня бы посадили в тюрьму или депортировали. В России я об этом спокойно говорю на концертах, в интервью. Так у кого свобода слова? Да и много там наших либералов сейчас собралось — сидят по кафе, хают все российское. А дайте Навальному нефть, Собчак — телеканал, Шендеровичу — газету, и все, больше не услышим об этих либералах. Я недавно участвовал в сборном концерте, который снимал один ведущий канал. Было много артистов, которые корчат из себя ярых «западников», антипутинцев. Так все они за кулисами предупреждали друг друга: этого не говори, того не произноси, а то тебя вырежут. А я слушаю и думаю: «Вы, гнилье, с одной стороны утверждаете, что такие гордые, независимые, за справедливость, а сами заигрываете с чиновниками и властями, лишь бы из эфира не сняли. Какие вы либералы?!». А вот я — либерал, потому что никогда не боюсь высказывать свое мнение.
Надо срочно от демократии переходить к народовластию, выбирать профессионалов. Возьмем любой город. Местные врачи лучше других жителей понимают, кто сможет эффективно управлять больницей, поликлиникой — пусть выбирают человека из своей среды. Так же учителя выберут себе директора. В других сферах то же самое... Все довольны и экономия средств какая! Рекламы не надо, партии не нужны, оскорбления и черный пиар тоже. Солженицын еще об этом писал, да и Ленин.
культура: Вот и шли бы в политику. У теледебатов с Вашим участием был бы заоблачный рейтинг.
Задорнов: Если бы я организовал партию народовластия, многие бы записались. Но, думаю, меня бы быстро убили. А если серьезно, я боюсь потерять себя. Там надо приспосабливаться, выбирать чью-то сторону. Я же привык иметь свое мнение. Меня часто приглашают «говорящей головой» на политические ток-шоу, но я отказываюсь. Меня мой рейтинг не интересует.
культура: Традиционный вопрос: фильм снят, какие дальнейшие планы?
Задорнов: А никаких. «Лягу на дно» на некоторое время. Скроюсь от всех. Отдохну. Если хотите, напишите, что уйду в запой. Русскому человеку время от времени нужны такие перерывы.