23.07.2015
Абрамова: Юрий Любимов мечтал сыграть шекспировского героя еще в студенческую пору. Но Козинцев превратил мятежного принца в икону шестидесятников — после премьеры фильма со Смоктуновским публика не принимала ни один спектакль. Казалось, тема закрыта... В дело вмешался случай. С первых дней Театра на Таганке Любимова донимали чиновники: «Отчего Вы не ставите пьесы, все какие-то инсценировки? Обратитесь, что ли, к классике...» Юрий Петрович возьми и брякни: «Я «Гамлета» поставлю!» И внезапно ему разрешили — в апреле 69-го на пятилетнем юбилее театра он огорошил труппу этой новостью. Началась долгая двухлетняя работа над пьесой в переводе Пастернака...
культура: Желающих перевоплотиться в принца хватало?
Абрамова: Конечно. Чтобы успокоить труппу, Юрий Петрович дал попробоваться на роль всем желающим, но позже признавался, что с самого начала видел в этом образе лишь Володю, к тому времени уже написавшего около четырехсот стихов.
культура: Решающую роль в создании спектакля сыграл художник Давид Боровский?
Абрамова: Он долго не мог понять, чего хочет Любимов, но, как-то, наблюдая за увлекавшейся вязанием женой, догадался: все дело в занавесе. Которого, кстати, не было ни в шекспировском «Глобусе», ни на любимовской Таганке. Боровский купил шестьсот килограммов грубой шерсти, и деревянными спицами толщиной в палец связали знаменитый «ковер». Это полотнище 12 на 14 метров перемещалось над сценой во всех направлениях, могло кружиться, сметая актеров, как буря, и медленно наступать на зал, заполняя пространство. Разделяя Гамлета и персонажей, этот занавес акцентировал трагическое одиночество героя, преодолевшего немоту.
культура: Без Высоцкого спектакль не мог состояться?
Абрамова: Отчего же? Только это был бы совсем другой принц. Готовясь к роли, Володя прочитал шесть переводов пьесы, погрузился в исследовательскую литературу, сильно переживал, что «Гамлета» могут запретить. В самом деле, на сдаче постановки чиновники разнесли спектакль в пух и прах — вместо бледного златокудрого интеллигента им подсунули какого-то парня, хрипящего под гитару: «Я один, все тонет в фарисействе...» «Таганку» отстояли шекспироведы — черту подвел Александр Аникст: «В любимовской трактовке много спорного, но это единственная постановка, в которой я увидел Гамлета».
культура: Трагического героя в полный рост — без манерничанья и фиги в кармане...
Абрамова: Да. «Гамлет» имел головокружительный успех — и у столичной богемы, и на заводе «Серп и молот», и на стройплощадке в Набережных Челнах. Там после представления был анонсирован концерт. Зал клуба — на двести мест. Но люди проявили инициативу, соорудили помост под открытым небом. На мотоциклах, грузовиках, на моторках по Каме потянулся окрестный народ. Вокруг сцены яблоку было негде упасть, стояла страшная жара. Внезапно набежали тучи, хлынул ливень, грянул гром. Володя попросил не аплодировать, исполнил «Спасите наши души», выстоял полтора часа под ледяным дождем. Закончив концерт, попрощался и ушел. Зрители подняли машину на руки, вытащили из грязи и донесли до гостиницы.
культура: В чем секрет феноменальной популярности песен Высоцкого?
Абрамова: Володя имел полное право петь о себе: «ни единою буквой не лгу». Его стихи — обыкновенный русский язык, которым пишут на бумаге разным почерком разноцветными ручками. Но вот что любопытно: имея в одни и те же годы двух поэтов-ровесников, одного — в Ленинграде, другого — в Москве, люди не заметили первого и признали второго. Я очень люблю Иосифа Бродского и понимаю, что по уровню дарования и интеллектуального мастерства он выше Володи. Однако Высоцкий умел любить и жалеть простых людей, а снисходительный, добросердечный, отзывчивый Бродский ими не интересовался.
культура: На что вдохновила Владимира Семеновича работа над «Гамлетом»?
Абрамова: На лирику. До 71-го он ее не писал.
культура: А что заставило Вас и режиссера Владимира Левина взяться за документальный фильм «Мой Гамлет», посвященный 75-летию со дня рождения Владимира Семеновича?
Абрамова: Одноименные стихи, в авторстве которых мы до какого-то времени сомневались. Если бы не видеокассета, которую подарил музею поклонник из Мексики, автор мог бы остаться неизвестным, ведь Володя никогда не исполнял «Моего Гамлета» под аккомпанемент.