Новое английское слово

Иеромонах Симеон (Томачинский), директор издательства Сретенского монастыря

07.08.2014

Активное обсуждение феномена селфи началось в конце 2013 года, когда этот неологизм был признан «словом года» и его включили в Оксфордский словарь. А недавно Американская психологическая ассоциация назвала пристрастие к селфи психическим расстройством.

В новоязе «селфи» (от англ. self) обозначает фотографию самого себя, сделанную смартфоном или другим устройством и выложенную в соцсеть. Термину тут же придумали русские эквиваленты — «самострел» или «себяшка».

На самом деле селфи существовало всегда, и немало уважающих себя художников баловались такими штуками: Ван Гог, Дюрер, Рафаэль, Рембрандт… Из русских — Коровин, Левитан и другие. Теперь мы разглядываем эти «селфи» в лучших галереях. Так что ничего революционного в изображении себя любимого нет, человек не особенно изменился за прошедшие тысячелетия. Когда-то это было доступно лишь талантам и даже гениям, а теперь вышло в тираж, потому и качество пострадало.

Благодаря гаджетам и видам коммуникаций автопортретирование стало массовым, и обнаружилось, как обычно, что не у всех хватает вкуса, такта и чувства собственного достоинства. Отсюда и появляются селфи Обамы и Кэмерона, хохочущих на похоронах, или — свежий пример — девушки-подростка, смеющейся в Освенциме. Люди порой настолько зациклены на себе, что перестают чувствовать, насколько их действия могут быть неуместны или оскорбительны для других. Иногда это становится настоящим «самованием», и впрямь очень похожим на психическое расстройство.

Мы снова сталкиваемся с отсутствием меры. Древние недаром говорили: Ne quid nimis — «ничего слишком». Сфотографироваться на римском Форуме или в греческом Ареопаге, где больше, возможно, и не побываешь, сняться в компании друзей или знаменитостей, если Депардье или Челентано зашли к нам выпить чаю, — наверное, это понятное человеческое желание, в котором нет ничего постыдного. Кто-то использует селфи для шуточных композиций, поднимая настроение задерганному военными сводками пользователю Интернета. Но фиксировать каждое выражение своего лица и делать репортажи о каждом проведенном часе — это, по всей видимости, уже слишком. Я уж не говорю о непристойных снимках.

Проблема, по большому счету, не столько в самих селфи, сколько в новом этикете информационного общества. С приходом социальных сетей, с появлением устройств, которые обеспечивают круглосуточное присутствие в этих сетях, каждый может стать предельно публичным. Красивая метафора этой реальности была найдена в фильме «Шапито-шоу», где герои по очереди выходят на сцену и исполняют песню, отображающую их внутренний мир.

К сожалению, такая перспектива большей частью открывает возможности для бесконечного эксгибиционизма. И для того, что апостол Иоанн Богослов называл «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Бешеная популярность селфи — это, по сути, приговор современному человеку, который, с одной стороны, зациклен на самом себе, а с другой, не хочет слышать древней мудрости: Nosce te ipsum — «Познай самого себя».