22.11.2021
Одним из составных начал отечественной романтической литературы, точнее даже – научно-романтической литературы – была научная фантастика. Причем фантастической и романтической литературе придавалось тогда политическое значение: принятое еще 9 сентября 1933 года постановление ЦК ВКП(б) «Об издательстве детской литературы» поставило политическую задачу массового издания произведений Даниэля Дефо, Джонатана Свифта и Жюля Верна. «ДЕТГИЗ», развернул плановую работу по новым качественным переводам подобных книг, начал издание знаменитой серии «Библиотеки приключений и научной фантастики».
Стояла задача утверждения популярности образа человека, увлеченного поиском и борьбой за справедливость, романтикой борьбы и романтикой познания – и создания нового мира. Создать ситуацию, когда каждый человек воплощал в себе образ героев того же Жюль Верна. «Большая тройка» советской фантастики, то есть – советской художественной футурологии, - Казанцев, Ефремов, Стругацкие – имели выход и пользовались поддержкой на уровне высшего политического руководства страны: Казанцева поддерживал сначала С. Орджоникидзе, потом Г. Маленков, Стругацких – Ю. Андропов, об уровне высшеэлитных связей Ивана Ефремова – можно говорить отдельно. Правда – подчас они подпадали под удары противоборствующих в политическом руководстве групп.
Советская научная фантастика играла роль и художественной футурологии – и политико-философского сознания… И она была массовой. Издавалась и раскупалась тиражами в сотни тысяч экземпляров. Сегодня для издательств огромным успехом считается издать и распространить тираж в несколько тысяч экземпляров. О причинах кризиса издательства и кризиса распространения можно говорить отдельно. И вместо названных имен, а также имен Г. Мартынова, Г. Гурвича, Э. Геворкяна, Г. Альтова, Б. Штерна и десятков других, полки с фантастикой, обратившейся в «фэнтези», стали заполнять книги авторов с ничего не говорящими псевдонимами Елена Звездная, Настя Любимка, Марина Эльденберт, Милена Завойчинская, Ника Веймар, Франциска Вудворт или Яся Недотрога. Посвященные уже не просто «фэнтези», как сказочно-философскому жанру, а то «боевому фэнтези», «любовному фэнтези», «эротическому фэнтези», «романтическому фэнтези» (в котором почему-то много заклинаний и мало романтики), «литрпг» (где герои переселяются в компьютерный мир), «мужское фэнтези», этническое фэнтези», - где то симпатичная повариха попадает в другой мир и выходит замуж за дракона, то дракон крадет прекрасную принцессу, то дорожный рабочий со своим ломом попадает в мир древних ариев, где становится главным непобедимым бойцом племени, то драконы порабощают мир добрых вампиров, то злые эльфы нападают на добрых драконов, то добрые эльфы не могут остановиться в своих ссорах и им на помощь приходят прогрессивные вампиры.
При тиражах подчас в сотни экземпляров – они сотнями названий заполняют полки в магазинах, лишая возможности выбрать что-либо ему интересное. Хорошего в этом мало, тиражи падают, гонорары стремятся к нулю, отбивая желание писать что-либо качественное. И все-таки – и в самом экзотическом жанре и под самым экзотическим именем можно написать что-то осмысленное, если автор талантлив и обладает неким художественно-философским инстинктом.. Просто – это очень трудно найти на полках, плотно заставленных не слишком качественной литературой с красивыми плакатно-мультипликационными обложками.
Но, может быть, что-то возрождается. Среди всего непонятного можно обратить внимание на две интересные и глубокие книги: «Легенда о Гвендолин» и «Черные крылья Зиккурата», - автора с экзотическим псевдонимом Морвейн Ветер. Экзотическим, если, конечно, «Ветер» в данном случае это не сознательный отсыл к имени главного героя «Туманности Андромеды» Ефремова, - Дар Ветер.
В первой – фантастико-сказочный мир, Мир, где раньше уважали добро и знание, - но сделали главным и почитаемым силу и власть. Ее, Гвендолин, отправили учиться чародейству, и она думала, что ее научат познавать, творить и открывать новые миры. Да, всему этом ее и таких, как она – учили, но главное, чему учили – подчинять своей воли, обманывать и убивать. Служить Ордену – и служить Империи.
Обещали, что она увидит прекрасные дворцы и мосты – но она их не увидела: Академия, где ее учили чарам – скорее напоминала тюрьму. Но чарами овладела: чарами, подчиняющими волю и чувство, чарами, способными приносить боль, чарами, способными превратить огонь очага в пожар – и обучили убивать. По приказу тех, кому поручит служить Орден.
И когда она полюбила, тот кого она полюбила, захотел, чтобы она нашла способ заставить лидеров кланов империи – признать императором его. Она это сделала – кланы склонились, но потребовали от нового императора ее голову в уплату за его корону. Потом не простили ей своего подчинения ее воле. И он ее отдал.
Это – о том, как делается политика. И как лидер, за которым идут его сторонники – может отдать любого из этих сторонников своим врагам – в уплату за союз с вчерашним врагом. Он отдал ее голову – но она спаслась. Он обрек ее на уничтожение, как когда то обрек на разрушение весь мир – и она приняла вызов, согласившись на построение мира, в котором вновь сила и власть склонились перед добром и знанием. И, сумев отомстить предавшему ее, – сумела этот новый мир создать: мир, где чародеек вновь стали учить познавать, творить и открывать новые миры. И уметь этот мир защищать от его врагов.
Вторая книга «Черные крылья Зиккурата» – о другом. Но и о том. здесь другой мир – мир параллельной истории. В нем Римская империя не пала в пятом веке нашей эры. Когда она была близка к гибели, из дальних морей приплыли корабли народа даэвов, подчинивших себе империю – подчинивших, но не разрушивших ни ее, ни ее культуру. Они заменили вырождавшихся римлян, - и сами стали римлянами. Они спасли Империю – и победили всех за ее пределами. Среди прочих – утвердившуюся на севере цивилизацию валькирий с ее древними Храмами Зиккурата. Валькирии дрались до конца: но их цивилизация была слишком древней и совершенной – она давно уже учила новые поколения наукам, искусству, философии, изобретениям и строительству – но наложили запрет на подготовку валькирий-воительниц, думая, что разум и духовность позволят жить в мире со всеми, всем дарить знание и мир.
Когда пришли римляне-даэвы, оказалось, что сражаться некому: валькирии не могли себе представить, как можно убивать, - и их делали рабынями и наложницами в гаремах новой Империи. Один из последних наставников Храмов Зиккурата нарушил запрет – и в последнем Храме стал готовить валькирий-воинов, вернув им древнее искусство боя.
Империя платила тысячами жизней за победу над каждой из валькирий-воительниц – но их было мало, их слишком поздно стали посвящать войне. Цивилизация валькирий пала. Но и Рим даэвов спустя тысячелетие стал засыпать и вырождаться, как засыпал и вырождался Первый Рим. И для тех, кого, как главного героя книги, Маркуса, еще учили служить Империи, - и он в это верил, - все что видел он, древний аристократ, в столице – стало развенчанием и оскорблением всего того, что было для него святым в жизни. Рим стал вызывать презрение и равнодушие. Ход событий превращает в соратников его, и Риану, попавшую в плен и рабство последнюю валькирию-воительницу, которая дралась с римлянами так, что города, за которые она сражалась – превращались в пожарища. Она, Риана – последняя воительница мертвого мира, погибшего от наивной веры в то, что высокая духовность и цивилизованность, - могут обойтись без готовности и умения за себя драться и убивать врагов. И он, Маркус, похоже – тоже последний римлянин, верящий в честь, служение и благородство.
И им нужно сделать выбор – что делать дальше.
Первая книга – о вырождении мира, в котором на смену уважению добра и знания приходит почитание силы и власти. И о подлости мира, где тот, кого ты делаешь императором – предает тебя тем, кого ты ему подчинил.
Вторая книга – о мире валькирий, погибшем, убедив себя в ненужности силы и борьбы, и о мире новых римлян, выродившихся без идеи служения и благородства и силы духа. И обе – о том, что за свой мир, за добро и справедливость, благородство и знание – нужно драться. Гвендолин находит силы победить предавшего ее Физена – подчинить своей воле и отомстить. И создать Новый мир. Риана соглашается помогать Маркусу, - почувствовав, что он – такой же как она: готовый служить своему миру и сражаться за свой мир. Маркус готов верить ей, – они одинаковые, им обоим есть, за что сражаться.
Обе книги чем-то неуловимым напоминают частью «Мартовские иды» или «Вечер в Византии» Ирвина Шоу, частью – что-то из Стругацких и Лукьяненко. Фантастикой в традиционном смысле их не назовешь – скорее сказочно-философские притчи в духе Шварца. Во всяком случае – явно чувствуется философская и, точнее – политико-философская фундированность автора: либо очень серьезная политико-философская подготовка, либо блестящая интуиция. Будь все современное фэнтези такого – к этому жанру нужно было бы относиться более чем серьезно.